|
Как привлечь в Россию передовые технологии в сфере коммуникаций - эту тему накануне обсуждали на совещании у главы Минкомсвязи Игоря Щеголева. Речь шла и о том, как защитить интересы отечественных производителей, притом, что до сих пор неясно, к кому это определение относится.
Для того, чтобы наполнить российский рынок отечественной экономики высококачественной продукцией и защитить интересы отечественных производителей, первоначально в правительстве решили использовать успешную модель модернизации автопрома. Но этот механизм не учел особенностей отрасли, и его пришлось существенно корректировать. В такой высокотехнологичной сфере, как производство средств связи, самое дорогое - более 50% стоимости конечного продукта - это мозги, научно-исследовательский потенциал. А микросхемы и чипы составляют не более 15%. И поэтому ключевой вопрос: «Кому эта интеллектуальная собственность должна принадлежать?» Например, компания SPIRIT поставляет базовые технологии 250 самым известным игрокам на рынке телекомоборудования, таким как Apple, Skype, Microsoft.
«Почему у нас покупают? Потому что мы работаем с опережением на два года своих конкурентов. Поэтому покупают у нас. И мы пытаемся выйти на российских производителей, но работу не получается наладить. И выходит, что нам проще работать с Европой и США. И это не очень разумно», - считает президент группы компаний SPIRIT Андрей Свириденко.
Иностранные компании зачастую выигрывают за счет менеджмента высокого уровня и льготных кредитов, которые предоставляют своим партнерам. А отечественные предприятия остаются один на один с конкурентами и без поддержки. До сих пор нет даже базового понятия: кого на самом деле можно считать отечественным производителем и соответственно предоставлять государственные льготы, а кому отказать в таком праве.
Рабочая группа предлагает это определение применять только к той компании, контрольный пакет акций которой находится в руках российского собственника.
«Мой 30-летний опыт подсказывает, что если мы жестко закрепим 51%, то у нас ничего не выйдет. Мы отстали в производстве надежного оборудования, тогда как вендеры вложили сумасшедшие деньги в это производство», - говорит Андрей Зверев, генеральный директор ОАО «Российская электроника».
Факт, но без помощи иностранных производителей Россия пока обойтись не может.
Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев: «У нас есть позиция, по которой нет ни одной единицы продукции отечественного производителя, например, фидеры».
Фидер - это всего-навсего кабель, из которого монтируют линии связи. И лучше, чтобы его производили внутри страны. Что же касается иностранного производителя, то он должен четко понимать правила игры на российском рынке.
«Цель, прежде всего, создать здесь рабочие места, чтобы западные компании платили налоги у нас», - считает Андрей Ризнык, эксперт Государственной Думы.
Тем не менее дать определение отечественному производителю и поддержать его, требуется как можно скорее.
«Хотелось бы принять такое решение, которое поддержало бы те начинания, которые есть, а там где есть пробелы, не закупать готовое оборудование, а перейти к переносу технологий на российские предприятия», - отметил Игорь Щеголев.
По словам главы Минкомсвязи Игоря Щеголева, для принятия принципиальных решений остается не так много времени. Счет идет буквально на недели.
| |