|
Ситуация на отечественных рынках с приходом весны остается очень беспокойной. По-прежнему в накале расценки на горючее, неутешительны прогнозы по стоимости некоторых видов продовольствия.
Кроме того, именно в марте украинцы должны будут оплачивать ЖКУ по новым, более высоким тарифам. В итоге расходы людей будут увеличиваться практически по всем пунктам.
Затянувшийся на долгие недели «гречневый вопрос» украинские власти обещают «разрулить» в конце марта. В двадцатых числах правительст-во пообещало пустить в про-дажу долгожданную китайскую крупу по цене 14 гривен. Первый вице-премьер Андрей Клюев сказал, что к указанному сроку 20 тыс. тонн прибудет в Украину. Остается только ждать, а пока сравнивать прогнозную стоимость и нынешние цены просто не имеет смысла - на прилавках гречка все еще отсутствует.
Если стоимость одной из самых популярных круп правительство собирается сбить до того уровня, который был в ноябре прошлого года, то на подорожание муки активно не реагирует. По оценкам МинАПК, урожай зерновых был собран достаточный, до следующего сезона хватит, и чиновники в один голос заверяют - ажиотаж вокруг муки искусственный. Но эксперты считают, что коль правительство игнорирует подорожание муки, то не за горами и подорожание продуктов из нее - хлеба и макарон.
С наступлением календарной весны в Украине еще ожидаются морозы. Из-за них нас ждет подорожание еще одной группы товаров - овощей и фруктов. Проблемы с доставкой и хранением уже повысили стоимость капусты и клубневых, а также яблок отечественного производства. Из-за нехватки местных товаров, в феврале на прилавках появились импортные продукты, естественно, по более высокой цене. Дорогое топливо и ограниченное предложение от отечественных производителей может повысить конечную стоимость фруктов и овощей в начале марта еще приблизительно на 10%.
Как писал «АиФ» в предыдущем прогнозе, в феврале была повышена стоимость ЖКУ: электроэнергии и водоснабжения на 10-30%. Теперь наш народ должен подготовиться к очередному витку - в марте будет пересмотрена в сторону увеличения абонплата за телефонную связь.
Среди товаров-лидеров по подорожанию по-прежнему остается горючее. Однако в марте автолюбителям придется платить больше в первую очередь из-за революции на севе-ре Африки. Уже сейчас на мировых рынках «черное золото» торгуется по цене в 120 долларов за баррель. Некоторые пессимистически настроенные эксперты пророчат рост чуть ли не в два раза. Дорогой бензин добавит еще около 1,5% к стоимости товаров. +20... +37%
Связь
Причины
«Укртелеком» прекращает эксплуатацию устаревшего оборудования. Вместо посекундной тарификации местных звонков для абонентов аналоговых АТС будет установлена фиксированная плата. Стационарная связь терпит убытки, поскольку абоненты все чаще пользуются услугами мобильных операторов. Именно тот, кто мало пользуется обычными телефонами, и будет переплачивать. Если до марта ежемесячная плата в селах составляла 10,51, а в городах - 19,73 грн, то после подорожания она составит 12,02 (в селах) и 27,02 грн (в городах).
+20%
Молочные продукты
Причины
Сезонный фактор - в связи с похолоданием уменьшаются надои молока. Это отражается на объеме производства и взвинчивает стоимость сырья. Мировые тенденции - в феврале продовольст-вие на мировых рынках продолжает идти «в рост». Подорожание топлива в Украине и мире.
+10... +20%
Топливо
Причины
Подорожание нефти на мировых рынках. В связи с революцией в Ливии (а это главный мировой экспортер «черного золота») стоимость одного барреля нефти уже превысила 100 долларов. Каждые дополнительные 10 долларов в цене барреля дают еще 60-65 копеек к 1 литру А-95. Зависимость украинского топливного рынка от импортных поставок. По-прежнему влияние на рост цен оказывает намерение Кабмина ввести заградительную пошлину на импорт-ное горючее.
+50%
Импортная мебель
Причины
Таможенная стоимость импортной мебели была повышена в 3-5 раз. В связи с этим импортеры пока не спешат растаможивать свои грузы на границе с Украиной. Сейчас на украинском рынке доля импортеров довольно существенна и приближается к 40%, так что подорожание продукции в полтора раза, а также ее дефицит потребители ощутят незамедлительно.
МНЕНИЕ Старший аналитик МЦПИ Александр Жолудь: - В марте сезонность играет уже не такую значительную роль, как осенью и зимой. Тем не менее, нас ждет подорожание яиц и мяса, но произойдет это ближе к Пасхе. Возможны различные паники, наподобие тех, которые возникали вокруг гречки и муки. Они могут провоцировать рост цен на некоторые продукты, но на какие именно - практически невозможно спрогнозировать. Из-за засухи мы собрали невысокий урожай целого ряда зерновых, отчасти это подстегивает цены на них. Но просо, овес и рожь точно не догонят по цене гречку.
Подорожание продовольст-вия на мировых рынках, безусловно, влияет на стоимость тех товаров, которыми торгует Украина. Но из-за того что у нас действуют квоты на продажу сельхозтоваров, цены на внутреннем рынке достаточно серьезно отделились от мировых тенденций. Теперь перепады стоимости зависят скорее от того, какой дальше будет политика квотирования, а не ситуация в мире.
Поскольку более половины потребительской корзины занимают продукты питания, именно они в марте и будут главным «двигателем» инфляции. Также серьезный фактор - подорожание нефти и нефтепродуктов. ЭТО ИНТЕРЕСНО До начала кризиса рынок мебели в Украине был одним из самых развивающихся, темпы прироста ежегодно составляли 20-30%, а в 2006 году был вообще рекорд - рост составил аж 40%. Наши предприятия отвоевывали рынок у импортеров, и весьма успешно: соотношение было 65% к 35% в пользу украинских мебельщиков. Однако производство в Украине все же происходило с использованием импортного сырья и фурнитуры. В 2008 году падение гривни вынудило местных производителей и импортеров поднять цены. В 2009 году мебельщики констатировали рост цен на уровне 30%. Подорожание могло быть и более значительным, но производители не рисковали - рынок и так падал. Украинцы в кризис предпочли откладывать деньги, доходы людей стали намного ниже. Сказалось и отсутст-вие новостроек. Почти вдвое сократился и рынок офисной мебели - компании предпочли оптимизировать свои расходы и экономили на переоборудовании офисов. Но как ни сдерживали мебельщики рост цен, они все же вырвутся из-под контроля. На пороге подорожание уже в полтора раза, чего не наблюдалось даже в кризис.
| |