|
«Видеть звук» можно в Центре современного искусства. «Сентиментальный романс» С. Эйзеншейна - первая аудиовизуальная инсталляция.
На экране обыкновенная газовая конфорка. Видеоинсталляция художницы Александры Митлянской кажется безыскусной. Но есть секрет: пламя пульсирует в такт Первому концерту Чайковского. Это называется «Видеть звук». Выставка с таким названием открылась в Государственном центре современного искусства.
Бурный поток во всю стену буквально уносит зрителя. Ощущение реальности в работу Владимира Тарасова добавляет музыка, написанная им самим.
Знаменитый джазовый музыкант, художник, режиссер, бывший руководитель Русского драматического театра Литвы считает, что музыка и изображение - как воды рек из «Божественной комедии» Данте Алигьери: чистая и мутная текут рядом, не смешиваясь.
«Ну, эта книга уже много лет у меня на столе лежит. Меня там поразили тексты. И вот в средней части, где Данте с Вергилием стоят, им объясняют про эти реки райские, которые текут. И мне захотелось сделать такую работу. И я поехал на Средиземное море, пытался найти такое место. Ну и вот», - показывает свою работу музыкант и художник Владимир Тарасов.
Докопаться до синкретизма, первобытного слияния несопоставимых чувств - зрения и слуха, пытались еще на заре XX века. Композитор Александр Скрябин в поэме «Прометей» экспериментировал с цветомузыкой. Потом перфомансы футуристов и изобретение вариофона в конце 1920-х. В своем опыте инженер Евгений Шолпо попытался найти связь между звуком и кинопроекцией его волн.
Наконец, первая настоящая аудиовизуальная инсталляция - «Сентиментальный романс» Сергея Эйзеншейна, 1930 год.
«Мы сегодня много говорим о возвращении в наше изначальное состояние, в образность мистерии, в образность фольклора, где звук и образ не делились, они существовали вместе», - пояснил куратор выставки «Видеть звук» Виталий Пацюков.
Пережить звук глазом на выставке предлагают 12 современных художников и музыкантов. Голландский фотограф Би Флауэрс озвучил свои снимки. А российский мастер Леонид Тишков - арабские иероглифы, начертанные на песке. Фон к инсталляции «Рабат», что значит «крепость», - ритуальная суфийская музыка.
«Это такие звуки космоса. Как будто звезды загораются. А внизу пустыня, где, собственно говоря, мы. Это инсталляция "Мы перед Востоком". Для нас Восток - это очень загадочное и несущее даже сейчас тревогу. Это что-то угрожающее», - говорит художник Леонид Тишков.
Выставка «Видеть звук» уже была тепло встречена в Париже. Но в России, считают организаторы, она должна иметь еще больший успех. Неслучайно пионеры визуальной акустики - именно русские авангардисты.
| |