|
23-27 февраля в Суздале состоялся главный смотр отечественной анимации: XVI Открытый российский фестиваль анимационного кино. Как театр начинается с вешалки, так и Суздальский фестиваль начинается с гостеприимного фойе Турцентра, заполненного веселыми и общительными режиссерами-аниматорами, деловыми, но открытыми продюсерами мультипликации, молодыми студентами-художниками.
Включиться в работу фестиваля, стать его зрителем и участником дискуссий может любой желающий, оказавшийся в Суздале. Вход на все показы и обсуждения совершенно свободный. Но одновременно со своей открытостью фестиваль остается профессиональным смотром анимационной «тусовки». Он отличается от фестивалей, участие в которых является для авторов активной работой. Суздальский слет совсем не такой: это его особенность, и, скорее, достоинство, чем порок. Фестиваль существует для авторов и небольшого круга их единомышленников. Профессионалы анимации встречаются для того, чтобы показать свои фильмы коллегам, обсудить друг с другом актуальные проблемы и отдохнуть в дружеской атмосфере.
Прошедший год оказался урожайным на сериалы. Дабы не перегружать конкурсную программу, новые эпизоды старых сериалов показывались вне конкурса. В основном же конкурсе были представлены 16 новых проектов. Отечественная анимация долго боролась за право быть полноценным, а не только детским искусством, но в итоге отдалилась от своих маленьких зрителей. И теперь детская анимация во многом не по своей воле оказалась загнанной в гетто сериалов. Они не напоминают мультфильмы, которые мы полюбили в детстве и хотели бы подарить своим детям. Это что-то новое, необычное и неоднозначное. Но, может, современные дети - совсем другие? Они смотрят «Симпсонов», овладевают бытовой техникой и компьютером раньше, чем учатся внятно говорить и крепко стоять на ногах... В то же время, родители стараются контролировать культурное развитие своих чад, а значит сериал должен нравится не только детям, но и устраивать взрослых. Негативным примером может служить серия «Секрет» из анимационного цикла «Кто-то рядом», рассказывающего о приключениях усыновленного мальчика. Неопытные родители теряют ребенка в огромном магазине, но ангелоподобное нечто помогает герою. Счастливо воссоединившаяся семья едет домой, прорываясь сквозь московские пробки. Неужели ребенку интересно смотреть мультик о том, что он и без того каждый день наблюдет в своей жизни? Пожалуй, ему будет интереснее яркий, выдуманный мир «Куми-куми» (реж. В.Пономарев) - фантастических существ, разговаривающих на своем особом, вымышленном, но не нуждающемся в переводе, всем понятном языке. По мнению жюри, лучшим анимационным фильмом сериала стал «Моя собака любит джаз» (реж. В. Федорова) из анимационного цикла «Везуха!» (продюсер А.Готлиб). Фильмы, поставленные по рассказам современных детских авторов, как раз балансируют между реальным, знакомым ребенку миром и фантазией, сказкой. Правда, художественное решение сериала довольно смело и необычно: смущают страшноватые персонажи, выполненные в стиле детского рисунка и яркие, даже химические цвета. Во всяком случае, другая представления история сериала «Везуха!» - «Все мы инопланетяне на этой земле» (реж. Л.Шмельков) смотрелась веселее, интереснее несколько сумбурной и драматургически слабой «... собаки...». Герои сериала «Фиксики» рассказывает детям об устройстве будильника, холодильника и кодового замка. Задача благородная, но реализация подкачала: получилось скучно. Невнятные «Зверюшки-Добрюшки» вызвали у детей в зале стон протеста. А фантазия создателей «Дорожных историй» беспокоит своей болезненностью: главные герои сериала - колесные средства передвижения с головами - переживают нешуточные и зачастую совсем не по-детски эротические любовные страсти. И зачем делать римейк хорошего цикла «КОАПП», создавая «КОАПП. Двадцать лет спустя»? Пожалуй, для режиссеров сериалы - это не совсем халтура, но делаются они с меньшим увлечением, ответственностью и удовольствием, чем авторские фильмы. Конкурс дебютов продемонстрировал разные по уровню работы. Превосходство фильма «Подарок» (реж. М. Дворянкин) над другими дебютами очевидно. Несмотря на явное влияние фильма «Девочка-дура», на котором автор работал художником-постановщиком, «Подарок» - яркое, самобытное художественное произведение, окунающее зрителя в мир школьного детства, застенчивости, надежды, праздника. Главный герой, как и все мальчики его класса, делает открытку-подарок на 8 марта для одной из девочек. Для мальчика хлопотное школьное событие становится совершенно особым переживанием. Жюри высоко оценило фильм, удостоив его Гран-При фестиваля. Рядом с сильным дебютом неприятно контрастировали «Письмо к ученому соседу», в котором текст Антона Чехова совершенно расходился с анимацией и изобразительным решением. Отдельного внимания достоин «Пир во время зимы», сделанный студией «ЦНФ». Продукция преемника великого и могучего «Центрнаучфильма» уже который год поражает воображение и заставляет задуматься о целесообразности затрат немалых государственных средств на мультфильм, который, не дай Бог, может увидеть ребенок. Если представленная в прошлом году «Мама водолаза» была довольно безобидным, хотя и бессмысленным лубком, то «Пир во время зимы» претендует на статус исторической хроники, и при этом, отталкиваясь от факта, допускает много вольностей. Действие фильма разворачивается вокруг строительства Ледяного дома для шутов Императрицы Анны Иоанновны - черной мартышки, которая на забаву правительнице изобретает новый танец хип-хоп, и попугая-переростка. Помогает героям страшный кот-буддист, не расстающийся со своей трубкой. На вопрос «зачем такое кино?» напрашивается только один ответ: прибыль. То есть распил, отмыв денег налогоплательщиков через Министерство Культуры. Видимо, до режиссера доходит столь ничтожная сумма, что сделать что-то более-менее внятное и приемлемое уже нет возможности. Посмотрев несколько таких фильмов, остается только согласиться с кинематографистами, выступающим за отмену господдержки. Мало того, что деньги, на которые можно было сделать что-то хорошее, растащены, так еще «для отчетности» сделан продукт, который лучше никому не показывать. Год от года одной из самых интересных программ остается студенческий смотр. По чудовищному и странному недоразумению фестиваль лишился программы Санкт-Петербургского Государственного Университета кино и Телевидения, анимационные фильмы которого украсили бы смотр, а фильм «Tough Joe», получивший Гран-При студенческого фестиваля «ПитерКит», мог смело претендовать на награду. Но почему-то отправленные почтой из Питера в Московский оргкомитет фильмы не дошли до адресата...
| |