|
Государственная таможенная служба Украины может существенно расширить свои полномочия в случае принятия в парламенте законопроекта 8130 «О внесении изменений в Таможенный кодекс и другие законодательные акты Украины» (авторы - депутаты Олег Царев и Евгений Царьков).
Такое мнение высказал, комментируя документ, старший менеджер отдела налоговых и юридических услуг PwC в Украине Игорь Даньков.
По словам юриста, количество задач, которые ставятся перед ГТСУ в законе, увеличено вдвое (с 14 до 26). Больше всего расширяются задачи, связанные с контрольными функциями этого органа. «Среди новых видов контроля - проверка финансово-хозяйственной деятельности. Таможня получает право проверять полноту уплаты налогов, правомерность использования льгот по налогообложению, правильность классификации товаров, а также "иные вопросы, относящиеся к компетенции таможенной службы". Практика показывает, что подобные нечеткие формулировки могут обернуться неприятными сюрпризами для предпринимателей», - отмечает Даньков.
Старший юрист адвокатского объединения Arzinger Наталья Мартынюк отмечает, что в рамках новых полномочий таможенники смогут проверять отчеты, контракты, калькуляцию и информацию, которая находится в распоряжении предприятия."Также предусмотрена возможность обследовать производственные, складские и торговые помещения. Таким образом, расширяются полномочия таможенных органов, как органа дознания (например, как у налоговой милиции)", - говорит она.
Игорь Даньков из PwC отмечает, что выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности, в случае принятия документа, смогут затягиваться до 90 дней с возможностью продления. «Такие длительные проверки могут отрицательно сказаться на деятельности предприятий. Ведь проверки ФХД - это, по сути, перенос таможенного контроля с момента таможенного оформления на период после выпуска товаров в свободное обращение. Однако, получив широкие права, таможенные органы не сокращают и сроки самого таможенного оформления. То есть бизнес окажется под двойным давлением», - добавляет Даньков.
Эксперт подчеркивает, что в законопроекте 8130 остаются неопределенными обстоятельства, при которых таможенный орган вправе заявить об обоснованных сомнениях в достоверности задекларированной таможенной стоимости. «Отсутствуют четкие перечни документов, подтверждающих таможенную стоимость, и не указано, в каких случаях они должны предоставляться. То есть таможенный орган не обязан доказывать, почему он считает задекларированную таможенную стоимость недостоверной. В то же время, на декларанта возлагается обязанность доказательства правильности таможенной стоимости всеми возможными способами», - говорит Даньков. Кроме того, несмотря на наличие в проекте документа статьи о возмещении убытков вследствие неправомерных решений таможенников за счет средств госбюджета, порядок такого возмещения еще предстоит утвердить подзаконными актами. Чего в ближайшее время сделано наверняка не будет.
Еще одной нормой, которая может стать основой для коррупционных злоупотреблений, можно считать новый институт «компромисса по делам о таможенных нарушениях». Эта норма предполагает, что если в действиях лица-нарушителя таможенных правил не усматривается состав преступления, то дело о нарушениях таможенных правил может быть прекращено путем компромисса - мирового соглашения между нарушителем и таможенным органом. «При этом мировое соглашение должно предусматривать со стороны таможенников обязательство по прекращению дела и таможенному оформлению задекларированного товара. А со стороны "нарушител", несмотря на отсутствие состава преступления, - обязательство внести в определенный срок в госбюджет средства в сумме штрафа, предусмотренного за совершенное нарушение, или же обязательство задекларировать в режиме отказа в пользу государства товары-предметы нарушения», - отмечает Наталья Мартынюк из АО Arzinger.
Напомним, что 18 февраля в парламенте был зарегистрирован законопроект 8130 «О внесении изменений в Таможенный кодекс и другие законодательные акты Украины». Документом, в частности, предлагается расширить полномочия таможенных органов, переведя ряд процедур и решений на уровень приказов ГТСУ и других подзаконных актов. Например, такими документами предлагается утверждать список документов для определения таможенной стоимости импортируемых в Украину товаров. Кроме того, предлагается предоставить ГТСУ право самостоятельно определять компании, которым будет предоставлен режим наибольшего содействия при таможенном оформлении, а также проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности компании при проведении процедур пост-аудит контроля.
Как известно, рабочая группа под руководством Вице-премьер-министра Сергея Тигипко дорабатывает свой проект Таможенного кодекса, существенно упрощающий процедуры таможенного оформления и усиливающий ответственность таможенных органов за нарушение таких процедур.
| |