|
С 10 по 20 февраля 2011 года прошел 61 Международный Берлинский кинофестиваль, жюри которого возглавила актриса Изабелла Росселлини. В судейскую коллегию также входили канадский режиссер Гай Мэддин, художник по костюмам Сэнди Пауэлл, продюсер австралийка Джен Чепмен, болливудский актер Амир Кхан и немецкая актриса Нина Хосс. Всего на фестивале в разных секциях было показано около 400 картин, но основные тенденции и настроения смотра проявились в первую очередь на главной программе - конкурсе.
КОПРОДУКЦИЯ И ПОЛИТИКА В конкурсе 61 Берлинале было представлено 22 картины, но лишь 16 из них претендовали на призы. Подобная схема составления программы традиционна для Берлина, но вызывает вопросы, так как демонстрирует кризис системы отбора фильмов на один из крупнейших кинофестивалей мира. Шесть «холостых» участников конкурса, фактически приравненных к внеконкурсным показам, оказались и наиболее интересными: «Железная хватка» Коэнов (день открытия), «Неизвестный» Жауме Колетт-Серра (последний день показов) - оба фильма уже работают в мировом и отечественном прокате; «Алемания» Ясмин Самдерели и «Мой лучший враг» Вольфганга Мюрнбергера - две трагикомедии выйдут в мировой прокат уже в марте; документальная «Пина» Вима Вендерса и французская комедия «Женщины с 6-го этажа» Филиппа Ле Гюэ. Пожалуй, самой главной тенденцией нынешнего смотра можно смело назвать неожиданно слабый уровень остальных 16 конкурсных картин, о чем толковала вся мировая пресса, бросая риторические упреки в сторону директора фестиваля Дитера Косслика. Хотя внешне все выглядит по-прежнему благополучно: фестиваль работает как отлаженный механизм и звезд на ковровой дорожке не убывает. В этом году в Берлин приехали братья Коэны, последний раз представлявшие в конкурсе «Большого Лебовски» аж в 1998 году, Джефф Бриджес, Джош Бролин, Кевин Спейси, Пол Беттани, Джереми Айронс, Рейф Файнз, Джерард Батлер, Диана Крюгер, Колин Ферт, Хелена Бонем Картер, Бен Фостер, Кайге Чэнь, Вим Вендерс, Людвин Сенье. Любопытно, что из 22 конкурсных картин 12 являются итогом международной копродукции, и что еще интереснее, 9 из них сделаны совместно с Германией (в том числе отечественный участник конкурса фильм «В субботу» Александра Миндадзе, являющийся ко-продукцией студий России, Украины, Германии). А это вновь отсылает нас к политике отбора фильмов на Берлинале. Несомненными лидерами по поиску партнеров стали призеры фестиваля: «Туринская лошадь» культового режиссера Белы Тарр (Венгрия, Франция, Германия, Швейцария, США), «Прощение крови» Джошуа Марстона (США, Албания, Дания, Италия) и «Приз» Паулы Маркович (Мексика, Польша, Германия, Франция). ЖАНРОВЫЕ ЭНДЕМИКИ: OUT OF COMPETITION На общем слабом фоне авторских лент конкурса настоящим спасением стали жанровые, ремесленнические фильмы для широкой публики. Очень выигрышно смотрелась работа «Неизвестный», которую в нашей стране прокатывает «Каро-Премьер». Сюжет не блещет оригинальностью: политика, терроризм, шпионы. Но режиссура испанца Жауме Колетт-Серра («Дитя тьмы») заставляет забыть о привычных сценарных лекалах. Перед нами крепкий триллер с отменными сценами драк, погонь, взрывов, снятый без применения хромакея. На пресс-конференции этот факт стал чуть ли не главным откровением для прессы. Место действия - Берлин, не самый киногеничный город. Но снят он с любовью и на экране чувствуется его атмосфера. Лиам Нисон в свои 58 лет стал фактически «последним героем боевика» после ролей в «Команде А» и «Заложнице»: через его харизму незамысловатая интрига триллера преломляется в любопытную драму. Определенные шансы на прокат в России имеет и новый фильм Кайге Ченя «Жертвоприношение», уже закупленный в азиатскими дистрибьюторами. Традиционная китайская легенда о мести переложена на экран рукой мастера, пусть фильм сделан и без привычных нам масштабов китайских эпиков и огромных батальных сцен, нарисованных с помощью компьютерной графики. Роскошные костюмы и декорации, сумасшедшие трюки с лошадьми, непредсказуемые повороты сюжета - два часа пролетают на одном дыхании. Показанный на открытии фильм братьев Коэнов «Железная хватка» журналисты встретили, по меньшей мере, прохладно. Показательной стала и пресс-конференция, где вопросы прессы и ответы режиссеров явно не клеились и общее настроение, выправили лишь шутки Джоша Бролина и Джеффа Бриджеса. А вот самые большие аплодисменты сорвали две зрительские трагикомедии, сюжеты которых имеют непосредственное отношение к истории Германии. Первая картина - «Алемания», написанная и срежиссированая двумя сестрами Ясмин и Несрин Самдерели. История иммиграции турецкого гастарбайтера и его семьи в Германию оказалась понятна всем и каждому. А уж в России, которая вечно мечется между Западом и Востоком и стала домом для многих выходцев из соседних республик, над перипетиями семейных приключений героев зрители точно посмеются и поплачут вдоволь. Вторая - лента «Мой лучший враг» завсегдатая Берлинале австрийского режиссера Вольфганга Мюрнбергера, рассказывающая историю плавно перетекшей во вражду дружбы отпрыска еврейского семейства, владеющего картинной галереей, и истинного сына германского народа на фоне событий 1938-1945 годов. Авторы говорят о предательстве и любви, прощении и возмездии без морализаторства, возведя историю о сложных человеческих отношениях в экстремальных обстоятельствах в жанр трагикомедии, что наравне с участием в проекте главной немецкой звезды Морица Бляйбтроя и обеспечивает ленте успех в немецкоговорящих странах. Международный юмор и близкая нам тема делают картину потенциально успешной и для российского рынка. МОДНЫЙ ПОКАЗ В 3D Безусловным трендом Берлинского кинофестиваля этого года можно считать 3D фильмы, для которых был отведен целый день. Представленная в конкурсе анимация Мишеля Осело «Сказки на ночь» является сборником оригинальных сказок в романтическом ключе и выполнена в технике бумажных перекладок. В итоге экранное пространство напоминает детские объемные книжки-раскладушки. Фон, как правило, яркий, герои - черные тени, а детали являются связующим звеном между плоскостями. Стереоскопический эффект использован очень деликатно: здесь нет той захватывающей компьютерной графики, за которой обычно идут на 3D кино. А техника объемного изображения использована не для погружения в реальность фильма, а для создания эффекта средневекового бумажного театра кукол. Основная динамика фильма заключается в сюжетных поворотах новелл и постоянной смене декораций - от древнего города майя до средневековой Европы. Как пояснил на пресс-конференции сам режиссер, он давно хотел поработать со стереоизображением, но прежде небольшие бюджеты не позволяли это сделать. Вторым показанным на Берлинале стереофильмом стала лента «Пина» Вима Вендерса, рассказывающая о труппе Вуппертальского театра танца Пины Бауш. Изначально Вендерс задумал снять эффектный фильм о путешествии театра по Латинской Америке и Азии, но после смерти хореографа концепция поменялась: история одних гастролей превратилась в фильм-посвящение, куда вошли лучшие танцевальные номера из спектаклей Пины и отдельные представления каждого из танцоров. В фильме мало говорят и много танцуют. Пластика, поставленная во главу угла, при помощи 3D технологии получает новое дыхание. В результате получилось эффектное, насыщенное эмоциями документальное кино. Как отметил продюсер картины, именно документальное кино и анимация могут стать теми нишами, где использование стереотехнологий наиболее оправдано. Когда зритель идет в кинотеатр на документальный фильм, он не знает ничего о его форме, но имеет представление о содержании. А для того, чтобы дать зрителю возможность пережить известные события в кинозале или почувствовать атмосферу, 3D технология может быть хорошим подспорьем.
| |