|
МОСКВА, 3 марта. Проект строительства нефтепровода Бургас - Александруполис «в последнее время сильно буксует», поэтому Россия переключается на маршрут Самсун - Джейхан, констатирует старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
«Проект транзита российской нефти по маршруту Бургас - Александруполис в последнее время сильно буксует, поэтому Россия решила переориентироваться на альтернативный вариант транзита "черного золота". 4 марта в Казани состоится заседание межправительственной российско-турецкой комиссии по вопросу строительства трубопровода Самсун - Джейхан», - говорится в комментарии эксперта.
По его словам, сегодня России необходим новый маршрут транспортировки нефти в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы. В 2008 году Россия, Болгария и Греция договорились о строительстве нефтепровода Бургас - Александруполис, пропускной способностью 35 млн тонн в год с возможным расширением до 50 млн тонн. Однако спустя 3 года проект перестал развиваться, поскольку Болгария прекратила финансирование проекта. София потеряла интерес к проекту после смены правительства страны.
«Альтернативой (проекту) Бургас - Александруполис для России может стать нефтепровод Самсун - Джейхан, который пройдет по территории Турции в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Начало строительства трубопровода Самсун - Джейхан, Турция планирует во второй половине 2011 года. В строительстве Самсун - Джейхан, могут принять участие "Транснефть" и "Роснефть", - отмечает Марков.
Он полагает, что "для России актуальность строительства нового маршрута транспортировки нефти возросла после усиления позиций Казахстана в добыче „черного золота". В 2010 году Астана добыла 81 млн тонн нефти, в 2015 году планируется около 100 млн тонн, а в 2020 году - 130 млн тонн „черного золота". Запасы нефти в Казахстане составляют 6,5 млрд тонн, а существенный рост добычи требует поиска маршрутов поставок нефти.
„Одним из маршрутов транспортировки казахстанской нефти является Каспийский трубопроводный консорциум, по которому сырье с месторождений Западного Казахстана прокачивается до Новороссийска, а далее на мировые рынки. Мощность КТК составляет 30 млн тонн, в дальнейшем предполагается расширение трубопровода - до 67 млн тонн. Россия заинтересована в расширении пропускной способности нефтепровода и объемов транзита нефти через свою территорию, но для этого необходимо построить обходной маршрут в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы. Строительство нефтепровода Самсун - Джейхан позволит России сохранить влияние в Каспийском регионе и получить доходы от транзита сырья, а российским нефтяным компаниям увеличить объемы производства", - уверен аналитик.
| |