|
Интервью вашингтонского корреспондента АПА с известным экспертом по вопросам Кавказа, аналитиком Центра европейской политики Амандой Пол.
- Некоторые заявляют, что положение на Кавказе в связи с безопасностью находится под риском. Согласны ли Вы с этим мнением? - Несмотря на то, что в Грузии положение далеко от совершенства, конфликты Южной Осетии и Абхазии не содержат большой угрозы для безопасности региона. Самую большую угрозу для безопасности региона несет нагорно-карабахский конфликт, здесь напряжение за последний год сильно возросло. Если учитывать ослабление мирного процесса, рост расходов в области обороны, как в Армении, так и в Азербайджане, частые воинственные заявления обеих стран, увеличение фактов нарушения режима прекращения огня, возобновление войны из-за случайно открытого огня или перестрелки в Нагорном Карабахе - вопрос мгновения. Запад пока не осознает этот факт и ошибочно считает нынешний «статус-кво» стабильным. - А как же США? В какой степени, по-Вашему, они участвуют сейчас на Южном Кавказе? - Хотя США не отдалились полностью от региона, в регионе их можно встретить реже. Это не удивительно, если учесть то, что США должны определить приоритеты внешней политики, Южный Кавказ в этом списке не на первом месте. Из-за того, что президент Обама больше занят событиями в Иране, Афганистане, Ближнем Востоке и Северной Африке, ему некогда думать о Южном Кавказе. На самом деле, я бы сказала, США создают такое впечатление, что Евросоюз должен взять на себя больше ответственности, усилить свою роль в регионе, в особенности если учитывать то, что эта территория находится в зоне действия Евросоюза и является частью его политики соседства. В случае если Южный Кавказ станет обладать потенциалом стратегического плацдарма, для США внутренняя политика и связи с Кремлем более важны, чем стратегические вопросы, в которых Запад не разбирается. - Говоря о Нагорном Карабахе, противоречия между принципом территориальной целостности и правом народов на самоопределение превращаются в проблему. В чем Вы видите выход из положения? - По-моему, мы должны быть реалистами. Многие понятия не имеют не только о нагорно-карабахском конфликте, но и о том, где находится Южный Кавказ. Необходимо проделать многое для еще лучшего информирования людей о конфликте, об опасностях вновь возникших конфликтов и возможных результатах подобных войн. Как сказано в Заключительном Хельсинском акте, право на самоопределение не означает права на отделение от признанного на международном уровне государства. Из-за того, что решение об итоговом статусе Карабаха займет много времени, необходимо приложить усилия для выдвижения различных моделей. Например, Южный Тирол в Италии и Аландские острова в Финляндии. Международная общественность должна приложить все усилия для восстановления территориальной целостности суверенного государства. Чем дольше продлится «статус-кво», тем труднее будет восстановить территориальную целостность. - Это, наверное, создает преграду для региональной интеграции. Могут ли Азербайджан и Грузия, на территории которых имеются неурегулированные конфликты, вступить, например, в Североатлантический альянс? - Пока Грузия и Азербайджан сотрудничают с Россией, им трудно будет вступить в НАТО. Как вы знаете, Грузия стремится к этому, но делает это в скорой и жесткой форме, которая «удручает» Россию. В результате этого, ведущие страны-члены НАТО приходят к такому решению, что не стоит беспокоиться за напряженность и переполох, которое породит «расстройство» Москвы. Неизвестно, изменится этот подход или нет в будущем. Что же касается Азербайджана, несмотря на тесное сотрудничество и союзничество с Западом, особенно на союзничество с США в борьбе с терроризмом, он никогда серьезно не проявлял интереса к вступлению в НАТО. Россия все еще видит себя в качестве основного игрока в безопасности Южного Кавказа и при первом удобном случае стремится к увеличению своего влияния в регионе. - Одно время в медиа много обсуждалось сотрудничество России и США в области безопасности. В чем может заключаться роль Южного Кавказа в этом сотрудничестве? - США и Россия уже сотрудничают посредством НАТО, и Россия помогала в вопросах, вызывающих общее беспокойство, особенно в вопросе Афганистана. На Южном Кавказе нет сил НАТО, но участие России здесь значимо. Россия привлекла и страны СНГ к ряду своих инициатив по безопасности и, в отличие от НАТО, Россия (по праву) считает свою роль в безопасности региона своим законным правом и никогда не уступит позиции в регионах, которые она считает зоной своего влияния.
| |