|
Каждый год два праздника 8 марта и 23 февраля напоминают нам всем, что люди не просто разумные существа, а мужчины и женщины
Для присущей нашему времени некоей унификации жизни, унификации социальных ролей это напоминание очень важно и позитивно. Тайна пола, тайна мужского и женского миров требует того, чтобы к ней периодически обращались, чтобы люди задумывались о призвании каждого, о тех глубинных природных различиях мужчин и женщин, что объединяют их. Я думаю, что каждый слышал о том, что Библия начинается с рассказа о творении мира и человека. Но мало кто понимает, что Библия говорит еще и о человеке как мужчине и женщине. Библия по своему приоткрывает эту тайну и ее слово для многих людей значимо. Попробую, поделиться своим пониманием этой темы.
Пару слов о Библии
Как бы не относиться к библейскому тексту, важно знать, что для христиан именно он задает основы понимания человека, семьи и смысла жизни. При этом библейское повествование очень далеко от философского научно-популярного подхода, к которому мы привыкли в рассуждениях на серьезные темы. Первые книги Библии писалась за долго до рождества Христова. Тогда многие народы не имели ни развитой культуры, ни даже письменности. То было время, когда на земле царствовал миф. О мифе я как-то писал чуть более подробно. Насколько я понимаю, миф - это собранная в метафорах и образах, представленная в рассказах коллективная и безымянная традиция осмысления человеческой жизни. Миф отличается от философии и науки тем, что он в виде повествования дает целостную мировоззренческую картину. Миф снимает грань между миром реальным, физическим и миром целей и смыслов. Он может ничего не объяснять, но всегда являет в образах само мировоззрение. В древних мифах может не быть исторической правды, но в них есть правда педагогическая и религиозная.
В древности не существовало другого языка, кроме мифологического, другой культуры свидетельства о важных бытийных вопросах - тех, что сейчас именуются философскими или религиозными. Для Библии важно было донести до людей не терминологию и логику, а опыт общения человека и Личного и Живого Бога. Поэтому, библейское повествование в некоторых своих частях по стилю и языку очень близко к мифическому; главная задача этих частей помочь людям обрести правильное мировоззрение, приобщиться к опыту жизни и опыту богообщения прошлых поколений. Речь именно о правде педагогической и религиозной, а не событийно-исторической. Не имеет смысла рассуждать о библейских текстах в категориях, что мол человечество давно переросло их, мол сколько можно пропагандировать антинаучные сказки и.т. Известно, что опыт личных отношений трудно выразить как то иначе, чем повествовательно и поэтически, - именно так это сделано в Библии. Ни кому не приходит в голову упрекать в отсталости «Илиаду» или «Ромео и Джульетту» или «Капитанскую дочку». каждая из книг говорит об опыте, живом человеческом опыте. Библия в свою очередь говорит об опыте древнего израильского народа и опыте учеников христовых. Может быть в наше время кто-то выразил бы библейские истины лучше. Не знаю. Но в Библии все важное изложено достаточно ясно и очень практично.
Добавлю, что Библия - полемическая книга, одна из главных ее тем - свидетельство о монотеизме, свидетельство о Едином Живом Личном Боге, избирая которого человек теряет необходимость в какой бы то ни было религиозности, ибо Бог Библии как Отец для людей, Он Сам лицом к лицу вступает в общение с человеком.
Первые три главы
Первая глава книги Бытие - говорит в общей смысловой последовательности о творении Богом мироздания, творении растительного и животного миров и о сотворении человека. При этом выделяется мысль, что мир создан для человека, это его дом. Люди призваны быть царями, управители мира, от их творческого участия, заботы, труда зависит порядок и гармония в мире. Именно человек отвечает за благополучие жизни. Вторая глава в подробностях говорит о появлении человека, как образа Божия; о том, что человек - это мужчина и женщина; о первых заповедях данных творцом. Из второй главы понятно, что Бог доверяет человеку и отдает дом-мир на его усмотрение, труд и заботу. Третья глава повествует о том, что принято называть грехопадением или, иными словами, об отпадении первых людей от Бога, о нарушении заповеди, о последствиях этого.
Для христиан библейские истины о человеке, о том, что люди - это мужчины и женщины, о семье и о рождении детей раскрыты только в одной перспективе - перспективе монотеизма, перспективе истинной веры. Библия очень ясно и однозначно убирает из понимания человека, из понимания мужского и женского начал, из понимания семьи всякий привкус язычества и неопределенности. Люди - свободные ответственные существа, они сами кузнецы своего счастья.
Библия о сотворении мужчины и женщины
Приведу слова библии.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И поселил Господь Бог человека его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одной плотью. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Как понимать библейский рассказ?
| |