|
Первый российский проект гражданской авиации может привести к переделу мирового авиарынка. По крайней мере, такие выводы следуют из заявления агентства Fitch Ratings. Агентство полагает, что на рынке региональных самолетов в ближайшие годы за клиентов будут бороться пять игроков. Но одному из них придется уйти.
Долгожданный сертификат на самолет Sukhoi Superjet 100 компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) получила в начале февраля, тогда же приобретя и право начать коммерческую поставку лайнера.
Кроме того, на рынке региональных самолетов готовы появиться самолет ARJ21 от базирующейся в Китае компании COMAC (в конце 2011 года) и MRJ от компании Mitsubishi Heavy Industries (в конце 2013 года - начале 2014 года).
В течение следующих двух лет на рынке турбореактивных 60-120-местных самолетов будут конкурировать уже не два (сейчас бразильская Embraer и канадская Bombardier), а пять игроков, говорится в сообщении международного рейтингового агентства Fitch Ratings.
По мнению экспертов, появление на рынке новых игроков связано с ожиданиями высокого спроса на региональные самолеты в следующие 20 лет. Спросом такие самолеты будут пользоваться как на развивающихся, так и на развитых рынках. В последнем случае - благодаря растущему парку региональных самолетов на фоне увеличения пассажироперевозок на небольшие расстояния и растущей потребности авиакомпаний в снижении операционных расходов.
По оценкам самих производителей, в ближайшие 20 лет мировой спрос на региональные самолеты составит от 5,5 тыс. до 7 тыс. машин. И замена старого парка тут играет далеко не главную роль. Действующий авиапарк составляет порядка 2,5 тыс. региональных самолетов и к 2030 году должен вырасти до 7 тыс. (с учетом списаний воздушных судов). Это подразумевает совокупные темпы годового роста более 5%. Производители делают ставку на Азию (особенно Китай), Северную Америку, Европу и Латинскую Америку.
Но эксперты Fitch замечают, что всем пяти производителям места на рынке просто не хватит. Прогнозы по рынку они называют завышенными, предлагая особо не рассчитывать на потенциальных покупателей.
«Регионы, определенные как потенциальные области высокого роста для рынка региональных самолетов, такие как Азия, вряд ли будут демонстрировать ожидаемый уровень спроса, даже на самолеты местного производства, как показывает относительно слабый портфель невыполненных заказов на самолет ARJ на сегодняшний день», - говорится в отчете Fitch, передает «Интерфакс». По мнению специалистов агентства, улучшение позиции по операционным расходам у крупных самолетов с одним проходом между рядами кресел (как недавно запущенный Airbus A320NEO) может перенаправить значительную долю спроса в сторону крупных коммерческих самолетов. Особенно в том случае, если высокие цены на топливо станут долгосрочной характеристикой отрасли.
Против новых игроков на рынке региональных самолетов играет и тот факт, что качество их продукции еще не прошло «экспертизу временем». В числе других препятствий Fitch называет отсутствие зарекомендовавшей себя на практике глобальной сети обслуживания для авиакомпаний, сложную процедуру сертификации в юрисдикциях, а также слабые возможности финансирования самолетов.
Лизингодатели и банки, скорее всего, неохотно будут покупать или предлагать финансирование из-за непредсказуемой стоимости при перепродаже. «В результате возможности по финансированию будут в высокой степени зависеть от источников, поддерживаемых государством, таких как банки в государственной собственности или экспортно-кредитные агентства», - отмечает Fitch. Эксперты делают вывод, что, по крайней мере, одному из пяти производителей, ведущих деятельность на рынке региональных самолетов, придется покинуть рынок. В зоне риска те производители, которые не имеют «достаточно зарекомендовавшего себя самолета и сети его технической поддержки, продукция которых отстает по техническим параметрам и с недостаточно крупным местным рынком для того, чтобы обуславливать спрос», считают специалисты Fitch.
Ожидания по росту спроса на региональные самолеты действительно кажутся завышенными, тем более что прогноз составлялся еще до кризиса, соглашается эксперт департамента оценки «2К Аудит - Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев. Он не исключает, что предложение может превысить спрос и кому-то из игроков действительно придется уйти.
«Вряд ли это будут старые игроки - Embraer и Bombardier, которые уже зарекомендовали себя на рынке. К тому же, у этих компаний есть достаточный резерв, который позволит им выдержать усиление конкуренции, - рассуждает он. - Новые игроки такого резерва не имеют: они выходят на рынок, опираясь на прогноз по стремительному росту спроса на их продукцию. Если он не оправдается, конкурировать за покупателя будет сложно».
По мнению Клюева, приспособиться к условиям рынка получится у тех компаний, у которых будет господдержка и объемный внутренний рынок. В этом смысле выгодные позиции у российского SSJ100 и китайского ARJ21.
SSJ-100 мог бы конкурировать на рынке при условии более низкой по сравнению с конкурентами цены, добавляет эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов. Но в среднем самолеты (за исключением китайского) стоят приблизительно одинаково. «Если Superjet сможет быстро выйти на рынок, оперативно устранив имеющиеся недоработки, у машины есть шанс занять место среди среднемагистральных самолетов - самого перспективного и емкого рынка», - говорит он.
К настоящему моменту портфель твердых заказов на данный самолет составляет 170 единиц. Акционерами ГСС являются компания «Сухой» (75% - 1 акция) и итальянская Alenia Aeronautica (25% + 1 акция).
SSJ-100 - новейший российский самолет, рассчитанный на расстояния до 5 тыс. км. Первая летная машина была представлена публике 26 сентября 2007 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Там же 19 мая 2008 года SSJ-100 успешно совершил первый полет.
| |