|
Нарядный мюзикл по мотивам «8 1/2».
Девять / Nine ★★★★☆ Режиссер: Роб Маршалл (Rob Marshall) В ролях: Дэниел Дэй-Льюис (Daniel Day-Lewis), Марион Котийяр (Marion Cotillard), Пенелопа Крус (Penélope Cruz), Джуди Денч (Judi Dench), Ферги (Fergie), Кейт Хадсон (Kate Hudson), Николь Кидман (Nicole Kidman), София Лорен (Sophia Loren)
Гвидо Контини (Дэй-Льюис) - гордость итальянского кинематографа на пике личного и творческого кризиса: сценарий нового фильма, съемки которого уже на носу, не двигается дальше первого предложения, здоровье ни к черту, а любимые женщины - жена (Котийяр) и любовница (Крус), мама (Лорен) и боевой товарищ (Денч) - вместо того чтобы помочь советом, комментируют происходящее песнями.
Надо любить Феллини не просто очень сильно, но и как-то невыносимо всерьез, чтобы на голубом глазу сравнивать фильм Маршалла с первоисточником - от Феллини тут остались сюжетный пунктир и тень воспоминания о том, что «8 1/2» - это вообще-то комедия. Препарируя классику, титулованный режиссер и хореограф (засыпанный «Оскарами» «Чикаго», пять премий «Тони» за работу на Бродвее) ожидаемо преуспел во втором амплуа, разделив первое между своими звездами. Дэй-Льюис давно делает своим любой фильм, в котором снимается, Кидман сюда заглянула на пять минут, но неспроста, да и столь явное смещение акцента с женщин на жену - заслуга сыгравшей ее умницы и красавицы Котийяр, а никакого не режиссера.
Заслуга режиссера - умение гнуть свою линию без оглядки на пуристские предрассудки и общественный вкус. В случае с «Чикаго» это стало его козырем, а вот с «Девятью» отчего-то не прокатило: фильм растерзали в прессе, не заметили в прокате и обделили «Оскарами» (хотя, например, оператор Дайон Бибе (Dion Beebe) и та же Котийяр как минимум на номинации явно наработали). Феллини тут явно ни при чем, более удачного кастинга трудно было желать, какая-то там мода на стилистику «звезды пляшут и поют» распространяться по идее не должна - да, вышел у Маршалла не столько мюзикл, сколько beautiful mess, но даже приняв это за аксиому, непросто отделаться от ощущения, что фильм попросту не нашел свою аудиторию.
Определить ее, впрочем, и того сложнее. В смысле уровня песен «Девять» уступает и «Чикаго», и много кому еще. По части вокальных талантов все еще более спорно - говоря объективно, петь из расстаравшихся тут звезд умеют только Кидман (сказался опыт «Мулен Руж»), Котийяр (пригодилась подготовка к роли Эдит Пиаф) и, понятное дело, Ферги; четыре песни в их исполнении выделяются и в фильме, и на саундтреке. Поклонникам Дэй-Льюиса кажется, что он слегка не на своем месте, почитателям гранд-дам Денч и Лорен - что их функции тут скорее декоративные, ну а зачем в сценарий вписали героиню Хадсон, понять невозможно при всей симпатии к фильму.
Так или иначе, симпатизирующие все же есть, и автор этих строк - из их числа. «Девять» как двухчасовой бурлеск с раздвигающей ноги Крус и отчаянно старающейся соответствовать роли комичной парижанки Денч - это, безусловно, не ахти что. «Девять» как история мужа (да еще и в исполнении Дэй-Льюиса), забывшего, за что он любит свою жену (да еще и с данными Котийяр) и работу, слишком универсальна, чтобы быть чьей-либо, включая Феллини, безраздельной собственностью.
| |