|
В столицу Ливии введены танки. Кроме того, в Триполи стягиваются дополнительные формирования лояльных Каддафи войск. События в Ливии «Вести ФМ» обсудили с президентом Института Ближнего Востока Евгением Сатановским.
«Вести ФМ»: Как могут развиваться события в ближайшее время? Говорили, что режим Каддафи обречен, но пока конца ему не видно, несмотря на то, что повстанцы очень активны, и как может повлиять на события, происходящие внутри страны, внешнее вмешательство?
Сатановский: То, что режим обречен, понятно, исходя из того, насколько быстро Каддафи покидает его ближайшее окружение, включая его норвежского пилота, его украинскую медсестру, его министров, включая министра внутренних дел, основных дипломатов. А сопротивляться он, как выяснилось, готов до конца. И, строго говоря, от Каддафи этого можно было ожидать, это не Мубарак, это не Бен Али. Он совершенно не собирается уходить, оставаясь в истории и думая о своем народе, потому что является лидером фюрерского типа. Для таких людей, если не он во главе государства, то пусть этого государства не будет, пусть все эти люди умрут.
События будут развиваться с разной степенью кровавости в зависимости от того, применит или не применит Каддафи химическое оружие. По данным, которые существуют у мирового сообщества, у него есть несколько десятков тонн нефрита, у него есть достаточное количество отравляющих нервно-паралитических веществ. И применит ли он биологическое оружие? Причем никто не сказал, что он применит это только в Ливии. Вполне возможно, и в Европе.
Будет ли он уничтожать нефтепромыслы и трубопроводы, как Саддам Хусейн сделал в Кувейте, когда уходил из этой страны? А это вполне вероятно.
Сколько у него денег на руках? Хватит ли на большое количество африканских наемников, потому что зарплаты в пару тысяч долларов день, которые они получают, могут под его знамена собрать не те примерно 5,5 тысяч человек, которые сегодня у него есть из Туниса, из Нигерии, из Чада, а гораздо большее число. Африка полна такого рода людьми, войны и гражданские войны на африканском континенте оставили миллионы бойцов, которые готовы пойти под любые знамена.
Интервенция при этом возможна в случае резкого обострения ситуации, и, кроме того, давайте не забывать о беженцах. В Ливии-то сегодня полтора миллиона нелегалов. Каддафи останавливал по соглашению с итальянцами поток беженцев, как это, впрочем, делал по соглашению с Францией на тунисской территории Бен Али. Сегодня миллионы людей пойдут через Ливию и Тунис на Европу, и сотни тысяч, вполне вероятно, дойдут до Европы. Это очень трудная ситуация. Остановить ее можно будет только военным путем. Его никто не хочет. Его не хочет Пентагон, не хотят европейцы, Лига арабских государств. Мы высказались против. Но может быть ситуация, при которой других шансов на хоть какое-нибудь умиротворение просто не будет.
«Вести ФМ»: Но то, что удивляет в нынешней ситуации - это реакция повстанцев, которая на слова о каком-то внешнем воздействии говорят: «Не надо, разберемся сами».
Сатановский: Любая внешняя военная операция - это делегитимизация будущего правительства в глазах собственного населения, в глазах арабского мира. Это ухудшает отношения с этим самым миром, и здесь любые повстанцы, безусловно, хотели бы, чтобы им дали денег, оружие и, возможно, уничтожили их противника, а потом предоставили им возможность разбираться между собой, не вводя войска на территорию Ливии. Возможно ли это? Даже теоретически - боюсь, что нет.
| |