|
Продажи прохладительных напитков в это аномально жаркое лето выросли в России в 2-3 раза, по сравнению с более умеренными по температурам предыдущими годами. А в ряде компаний достигнут 8-кратный рост. Об этом сообщил Вестям.Ru исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКРТ) Илья Белановский.
«Для большинства производителей и реализаторов прохладительных напитков это лето стало настоящим Клондайком. Не секрет, что обычно перед началом сезона они мечтают о том, чтобы летние месяцы выдались достаточно жаркими. И нынешняя рекордная жара оправдала эти ожидания. Хотя говорить о каких-то конкретных итогах, пока сезон продолжается, еще рано», - уточнил Белановский.
Впрочем, продолжил он, в ситуации, когда ключевые игроки рынка ведут себя вполне корректно, можно только порадоваться тому, что это лето оказалось для них успешным. Как свидетельствуют результаты мониторинга, в условиях повышенного спроса, ни производственные компании, ни торговые сети не стали взвинчивать цены на прохладительные напитки. Во всяком случае, такая ситуация наблюдалась в «организованной» рознице. Тогда как в установленных на улицах множественных лотках-ларьках нередко можно встретить откровенно спекулятивные цены - в 50-60 рублей за поллитровую бутылочку воды.
Еще одного негативного последствия, нередко сопутствующего ажиотажному спросу - дефицита - в этот раз тоже удалось избежать. «Дефицита нет и не будет. Прилавки в магазинах заставлены всевозможными емкостями с водой, квасом, лимонадами», - заметил исполнительный директор АКРТ.
Как пояснила Вестям.Ru представитель пресс-службы «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Ксения Зенкова, нынешние рекордные градусы, естественно, сказываются на результатах деятельности этой компании. Но она не повышала цены на свою продукцию. Не опасаются здесь и угрозы дефицита. «Наши производственные мощности и развитая логистическая система позволяют полностью удовлетворять спрос на наши напитки на Европейской территории России, несколько недель находящейся в зоне аномально высоких летних температур», - заверила Зенкова.
«Тотального дефицита, конечно, нет. Но каких-то отдельных видов нашей продукции в какие-то дни может не оказаться на магазинных полках. Мы едва успеваем удовлетворять заявки. Техника работает на пределе», - сообщил Вестям.Ru заместитель генерального директора по маркетингу компании «Шишкин Лес» Андрей Трофимов . Как он подчеркнул, 40-дневную рекордную жару уже с трудом выдерживает производственное оборудование, которое поставлялось все же с расчетом не на африканский, скажем, а на российский климат.
Расходы на ремонт и запуск, не выдерживающей аномальных температур техники, впоследствии, разумеется, будут учтены при определении итоговой выручки. Но, тем не менее, можно прогнозировать, что она окажется существенно выше обычной, исходя из того, что продажи воды «Шишкин Лес» уже удвоились, в годовом выражении, с удовлетворением отметил Трофимов. А что касается цен, добавил он, то в этом году компания их пока не поднимала. В частности, и потому, что процедура повышения ценовой планки обычно занимает месяца два, а сезонный всплеск продаж прохладительных напитков ограничен во времени. Хотя, возможно, осенью цены придется несколько повысить, с учетом ожидаемого роста инфляции , заключил замгендиректора компании.
Тезис о том, что аномальная жара сулит игрокам рынка и аналогичные аномальные прибыли, аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин не поддержал. Как он напомнил, ценам на прохладительные напитки свойственна высокая сезонная волапильность. Причем разница в колебаниях между пиковыми ценовыми уровнями может достигать 100-200%, а на квас, например, и 300%, тогда как на сладкие газированные напитки сезонный перепад обычно составляет процентов 25. Конечно, благодаря нынешнему рекордно жаркому лету, эта разница окажется еще более значительной. «Сегодняшние высокие температуры ощутимо поддерживают общий уровень продаж», - констатировал Клягин.
Но так как летняя, пусть и весьма высокая выручка, далее будет «растворена» в итоговом годовом результате, говорить о вероятности многократного роста прибылей участников рынка, все же не стоит, подчеркнул аналитик УК «Финам Менеджмент». И вслед за другими собеседниками признал, что нынешнее, богатое на негативные новости, лето, по крайней мере, не омрачено еще и спекулятивным взлетом цен на прохладительные напитки. Хотя, наверное, в каких-то торговых точках, использующих свои локальные преимущества (например, если они расположены у пляжа), все же подняли ценовую планку, подчеркнул эксперт. По его оценке, и возникновение дефицита, в целом, сейчас тоже невозможно, так как в России в данном сегменте задействовано множество специализированных производственных компаний и несколько транснациональных корпораций. Этих участников рынка, несомненно, можно отнести к числу выигравших в нынешнее непростое лето. При том, что не в проигрыше в этот раз оказались и потребители их продукции.
| |