|
Минфин проводит инвентаризацию налоговых льгот, оценив их объем более чем в 2 трлн руб. Первыми упразднить могут льготы по НДС и налогу на имущество
Выпадающие доходы бюджетной системы от предоставления различных налоговых льгот и освобождений в масштабах 2009 г. составили 7,7 трлн руб., следует из мониторинга налоговых льгот Минфина, с которым ознакомились «Ведомости». Более 90% от этой суммы - потери, связанные с применением налоговых освобождений, со структурой налога и использованием общих принципов налогообложения некоторых операций. Большая часть потерь приходится на практики, освобожденные от НДС: банковские операции (5,1 трлн руб.), займы и сделки по реализации на территории России долей в уставном капитале (по 800 млрд руб.), страховые услуги (100 млрд руб.). Льготы по этим операциям, по сути, льготами не являются, говорится в мониторинге Минфина: они приводят российскую систему налогообложения в соответствие с правилами стран ОЭСР. Ставить вопрос об отмене можно только по преференциям объемом 700 млрд руб. в год, следует из мониторинга. «Если учесть все не вошедшие в статистику льготы, то можно предположить, что объем выпадающих доходов бюджета составит более 2 трлн руб. в год», - рассуждает чиновник Минфина. Отмена преференций и налоговых льгот рассматривается как один из вариантов пополнения бюджета. Вице-премьер Алексей Кудрин заявлял, что отмена всех льгот, хотя об этом речи и не идет, позволила бы сразу решить проблему сокращения дефицита бюджета на 4,6% ВВП. Уже сейчас есть возможность отменить льготы по НДС, выпадающие доходы бюджета по которым составляют 32,8 млрд руб. (см. таблицу). Самый дорогой кандидат на упразднение - льгота по оказанию услуг оздоровительных организаций и отдыха (11,6 млрд руб.). На 2-м месте (9 млрд руб.) - реализация строительных работ организациями, использующими труд инвалидов. На 3-м (4 млрд руб.) - оказание услуг учреждениями культуры и искусства при прокате, услуг по изготовлению копий и звукозаписи (см. таблицу). Если будет приниматься решение об упразднении льгот, нужно определить, какие освобождения несут социальную поддержку конечных потребителей и экономическую поддержку важнейших отраслей экономики, сказано в документе. Отменять нужно только те, применение которых неэффективно, порождает факты уклонения от налогообложения, значительно повышает затраты на осуществление налогового администрирования, порождает многочисленные налоговые споры и арбитражную практику, которая «не во всех случаях складывается в пользу налоговых органов». Например, Минфин ставит под вопрос оправданность льготы по НДС для строительных компаний, использующих труд инвалидов. Часто инвалидов берут на работу по фиктивным трудовым договорам специально для получения льготы, а сами инвалиды в производственной деятельности не участвуют. Продукция народных промыслов не является предметом первой необходимости: льготы по ней используют не только производители, но и посредники, отмечает Минфин. Министерство пишет, что нужно пересмотреть перечень товаров, которые облагаются пониженной 10%-ной ставкой: в нем много социально не значимых товаров. Льготы по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, линий электропередачи и сооружений при них также могут быть пересмотрены. В прошлом году Минфин уже заявлял о желании с 2012 г. отменить льготу по налогу на инфраструктурное имущество. В проекте бюджета на 2011-2013 гг. планируется, что в 2012 г. налог на него должен составить 1,1% (доход в региональные бюджеты - 58,4 млрд руб.), а в 2013 г. - 2,2% (116,7 млрд руб.). Из перечисленных преференций наиболее серьезная проблема с льготами для инвалидов, причем не столько по НДС, сколько по налогу на прибыль и имущество, говорит сотрудник налоговых органов. Такими схемами активно пользуются лизинговые компании, рассказывает он: если в штате более половины - инвалиды, в Москве организация платит половину налога на имущество и налог на прибыль по ставке 13,5% вместо 20%. Такие схемы сложно раскрывать, говорит налоговик: компании инструктируют инвалидов не общаться с инспекцией, готовят ответы за них, а так как инвалиды могут работать на дому, доказать фиктивный характер их занятости трудно. Так, инспекция ФНС № 5 по Москве пыталась доначислить более 200 млн руб. компании «Авангард-лизинг» за фиктивный наем сотрудников. Несмотря на то что два работавших инвалида оказались умершими, суды трех инстанций решили спор в пользу компании, признав работу инвалидов «вспомогательной». Схемы с инвалидами и оздоровительными организациями, когда под видом лечения оказывают обычные спа-услуги, популярны, подтверждает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Но это не значит, что нужно отменить льготу, считает он: налоговики должны учиться выявлять схемы. Чтобы увеличить сборы, можно найти резервы в других местах: улучшить администрирование, наладить возврат НДС, чтобы государство не теряло проценты за незаконные отказы, говорит Костальгин. Либо отменять совсем странные льготы: так, установка силиконовых имплантов груди относится к дорогостоящему лечению, расходы на нее можно вычесть из базы НДФЛ, замечает он.
| |