|
В субботу, 5 марта, исполняется 65 лет с момента произнесения Уинстоном Черчиллем его знаменитой речи в Вестминстерском колледже американского города Фултон. Этим выступлением один из творцов победы над фашистской Германией обозначил вектор раскола в составе антигитлеровской коалиции и открыто положил начало курсу холодной войны.
В тот момент Уинстон Черчилль был уже не действующим, а бывшим премьером Великобритании. В годы второй мировой войны он возглавлял коалиционное правительство и пользовался практически всеобщей поддержкой своих соотечественников, но когда победа над врагом была одержана, британцы вспомнили о разрухе и экономических проблемах. На состоявшихся в июле 1945 года всеобщих выборах они предпочли консерваторам во главе с Черчиллем лейбористов, возглавляемых его заместителем по коалиционному правительству военного времени Клементом Эттли. В итоге Уинстону Черчиллю пришлось уйти с премьерского поста прямо во время проходившей тогда Потсдамской конференции. В самом Соединенном Королевстве политическое поражение Черчилля воспринималось, скорее, как казус, но в мире многие расценили изменение предпочтений британских избирателей не иначе, как предательство народа по отношению к своему главному национальному герою.
В первые послевоенные годы во многих странах Черчилля принимали с особыми почестями как живую легенду мировой политики, и США не были здесь исключением. В поездке в Фултон экс-премьера сопровождал президент США Гарри Трумэн, который ознакомился с тезисами фултонской речи заранее и пришел от прочитанного в восторг. В тексте говорилось о том, что «единственным инструментом, способным в данный исторический момент предотвратить войну и оказать сопротивление тирании, является братская ассоциация англоговорящих народов». В речи Черчилля также утверждалось, что в этом контексте надлежит выстраивать «особые отношения между Британским Содружеством и Империей и Соединенными Штатами Америки». При этом политик говорил отнюдь не о вассальном подчинении Лондона Вашингтону, а о равноправном политическом союзе двух великих держав, одна из которых была не просто Великобританией, а именно Империей, объединившей в форме содружества свои бесчисленные колонии и доминионы.
Целью же англо-саксонского единения являлось противостояние экспансии политического влияния СССР в странах Восточной Европы. «В этих странах контроль над простыми людьми навязан сверху через разного рода полицейские правительства до такой степени, что это противоречит всем принципам демократии», - подчеркивал в своей речи Уинстон Черчилль.
Фултонская речь, которую сам Черчилль назвал наиважнейшей во всей своей политической биографии, стала поворотным моментом в истории, несмотря на то, что была произнесена не действующим, а бывшим национальным лидером. Впрочем, в этом была своя логика: вряд ли кто-то из западных президентов или премьеров решился бы на столь откровенное выступление в условиях необходимости соблюдения дипломатической лексики, напоминает ИТАР-ТАСС.
| |