|
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поблагодарил папу римского Бенедикта за его высказывания по поводу трактовки Евангелия.
Речь идёт о вине еврейского народа в распятии Христа. В своей книге Бенедикт XVI пишет, что выражение «кровь его на нас и детях наших», которое веками использовалось как повод для погромов, касается всего человечества.
Когда уже настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы придать его смерти. Так начинается глава 27 «Евангелия от Матвея», та глава, где напуганный сновидением жены Пиал пытается добиться от толпы помилования назарянина, то есть, приближающего праздника - Песаха, но собравшиеся у резиденции кричат: «Да будет распят, кровь его на нас и детях наших».
Знал ли папа Бенедикт, комментируя евангельский текст в ещё неопубликованной работе «Святая неделя от въезда в Иерусалим до воскрешения», что несколько строк всколыхнули религиозный и политический Израиль, что премьер страны Биньямин Нетаньяху моментально выступит со специальным заявлением.
«Он фактически снимает то пятно ответственности за смерть Иисуса Христа, которое преследовало весь народ на протяжении наверно всей истории отношений между евреями и христианами», - отметил советник премьер-министра Израиля Алекс Сельский.
«Я рад, что пара римский решился сказать об этом. Эти ложные обвинения много столетий были поводом для жесточайшего гонения на еврейский народ. Погромщики всех мастей часто выходили творить беззаконие с иконами в руках. Из известных комментариев папы следует, что на еврейском народе нет крови. И, значит, нет коллективной ответственности, но у понтифика сказано тоньше, у него говорится, что кровь Христа не может быть проклятием», - напомнил главный реформаторский раввин Израиля Меир Азари.
Почему так горячатся, о чём так спорят сегодня возле римских костелов и иерусалимских синагог? О том, что кровь Христова - не проклятие, а благословение? Так об этом узнали на Тайной вечери ещё первоапостолы, все сплошь урождённые иудеи. О том, что ответственность не может пасть на детей тех, кто кричал «распни его, распни»? Но для христиан любая ответственность уже 2 тысячи лет носит сугубо личный характер.
В Израиле к папе отношение двоякое. Его торжественно принимали в 2009 году, выпустив к визиту марки. Его ругали за неуклюжие слова, сказанные в музее жертв Холокоста. Но сегодня и ортодоксы и раввины-реформисты вздохнули с облегчением, в словах блюстителя престола Святого Петра, услышали призыв к миру.
Громкие заголовки о том, что папа снял с еврейского народа исторические обвинения в распятии, звучат как указ об амнистии, об отмене приговора, но нет амнистии, ибо христианство не оперирует понятием народ, обращаясь к каждой конкретной душе. Приговор не отменяли, ибо его не было, в отличие от невинной крови жертв погромов и концлагерей.
| |