|
Знаменитой актрисе Елене Яковлевой исполнились 50. Сниматься в кино Елена Яковлева начала еще во время учебы в ГИТИСе.
Известность актрисе принесли роли в фильмах «Интердевочка», «Анкор, еще Анкор». С 1984 года Елена Яковлева работает в театре «Современник».
Книги Жозе Сарамаго - не для репетиции. Чтением Елена Яковлева заполняет свободные минуты. Среди ее литературных фаворитов - Бунин, Набоков, а вот повесть Владимира Кунина и сценарий фильма «Интердевочка» она в свое время до конца не дочитала.
«Не дочитала по одной простой причине, что мне хотелось позвонить туда, где был мне оставлен номер телефона, для того, чтобы как можно скорей встретиться с Петром Ефимовичем Тодоровским и объясниться ему в любви своей», - поясняет народная артистка России Елена Яковлева.
После этого фильма объяснялись в любви уже ей самой. И ненавидеть стали яростно - по большей части критики. Напоминали о примере для молодежи, упрекали в вульгарности, безнравственности и прочих советских грехах. Но Яковлева этой уверенной походкой упорно шла своим путем.
Снова вместе с Петром Тодоровским она заявит о себе в «Анкор, еще Анкор», исполнит «Ретро втроем». Потом будут десятки фильмов, сериалов, собственная программа на ТВ. Но главным останется театр. Тот самый, в который Яковлеву в 84-м возьмут единогласным решением худсовета. Когда перечисляет его состав, говорит, до сих пор колени дрожат: Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек.
Она влюбила в себя всех и сразу. В подтверждение этому - слова Галины Волчек, народной артистки СССР, художественного руководителя театра «Современник»: «Она потрясающе работоспособна - не по количеству времени, которое она отдает работе, а вот по тому, как она истребляет свою нервную систему, свою природу актерскую. Как она стояла иногда в кулисах не занятая иногда в спектаклях и училась».
За этими кулисами ей пришлось стоять несколько месяцев. Первая роль - незамысловатая, зато в «Белой гвардии». Все, что требовал режиссер, - выйти в определенное время и истошно кричать - минуты три.
«Каждый спектакль я приходила, ставила галочку, что я - артистка Яковлева пришла, - вспоминает Елена Яковлева. - Я вот клянусь: год надо было бы орать, я бы, наверное, год здесь орала за кулисами. Два - два бы кричала. Но главное - быть причастной к этому театру».
Теперь на этой сцене Яковлева - искренняя угловатая Варя из «Вишневого сада», обаятельная Элиза Дуллитл в «Пигмалионе», простая советская женщина в володинских «Пяти вечерах». Странная, не из школьной программы Кабаниха в «Грозе» Островского. Вся на полутонах - немного трогательная, немного комичная и страдающая.
Но эта роль самая, пожалуй, неожиданная: настолько в разрез идет со всеми кинообразами Яковлевой. Трагедия Марии Стюарт - роковая, доведенная до безумия. Этот королевский подарок лет 10 назад преподнес Римас Туминас. Кажется, только он, не видевший до конца ни одного фильма Яковлевой, смог раскрыть в ней абсолютно другую артистку.
«Это рождение трагической актрисы, - отмечает художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас. - В Яковлевой есть внутренняя не только воля, сила, но какое-то святое отношение к человеку, которого ты играешь. Она создала вот этого человека, которого мы называем Мария Стюарт».
Какими ролями еще удивит? Яковлева пока, конечно, не скажет. Ясно одно: на эксперименты - рискованные, иногда пикантные - она по-прежнему готова.
| |