|
Чиновники полюбили недорогие автомобили. Система госзакупок не позволяет тратить бюджетные деньги на дорогие машины. Тем не менее, госслужащие не намерены окончательно отказаться от комфортных авто. Транспортные запросы российских чиновников изучала корреспондент радио «Вести ФМ» Елена Жихарева.
Жихарева: Прозрачность госзакупок сделала свое доброе дело. Чиновники стали скромнее и экономнее, заметно умерили транспортные запросы. Теперь госслужащие предпочитают разъезжать по служебным делам на недорогих машинах среднего класса стоимостью до одного миллиона рублей. На сайте zakupki.gov.ru любой желающий может узнать, на каких машинах предпочитают ездить чиновники. Например, аппарат Якутской городской думы объявил конкурс на покупку Ford Mondeo за 820 с половиной тысяч рублей. Администрация Семилукского района Воронежской области хочет приобрести «Шевроле Нива» за 450 тысяч рублей. Многие администрации стали поклонниками российского автопрома и разместили скромные заявки на покупку «Жигулей» стоимостью не больше двухсот тысяч рублей.
Пожалуй, единственными поклонниками быстрой и комфортной езды остаются силовые ведомства. Только они продолжают заказывать дорогие автомобили. Генпрокуратура России объявила конкурс на покупку двух машин «Тойота лэнд крузер» 200 или эквивалента - не меньше 285-ти лошадиных сил. Таможне Минеральных вод просто необходим бронированный автомобиль на базе Lexus LX 570 с кожаной отделкой, аудио-видеосистемой с объемным звуком и охлаждаемым ящиком в переднем подлокотнике. Стоит такая служебная машина почти 7 миллионов рублей.
Чтобы не попадать в немилость и не провоцировать СМИ, осторожные чиновники все чаще предпочитают не покупать дорогие автомобили, а брать их в долгосрочную аренду. Если в прошлом году только 20-30 процентов машин для госучреждений оформлялись в аренду, но с начала этого года цифра достигла почти 70-ти процентов, говорит ген директор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов.
Строганов: Да, такая тенденция действительно наблюдается уже больше года. Предпочитают машины брать в аренду вместе с водителем зачастую. Дорогие машины не покупают, а берут в прокатных каких-то организациях.
Жихарева: Если речь идет о долгосрочной аренде, экономия получается сомнительная. Аренда машин представительского класса может стоить пятьсот евро в день. Пресс-секретарь управляющего делами президента Виктор Хреков не подтверждает тенденцию, с которой согласны эксперты. По его словам, если машины и берутся ведомствами в аренду, то у транспортного предприятия управделами президента, а не у коммерческих компаний.
Хреков: В нашей линейке автомобилей на автопредприятиях управления делами три основных модели - это БМВ, «Форды» и частично «Волги». Есть еще, естественно, различных марок автобусы, специализированные автомобили и т.д. В соответствии с этой линейкой мы предоставляем транспортные услуги ряду министерств и ведомств.
Жихарева: Но аренда на бюджетные деньги, как ни крути, выглядит скромнее и не приводит к таким громким скандалам, как размещение заказа на покупку дорогой машины. Последний такой скандал произошел совсем недавно. В среду Минфин Дагестана на сайте госзакупок разместил заказ на поставку шестилитрового «Ауди А8» с высшей степенью бронирования, с отделкой из корня орехового дерева, CD-проигрывателем на шесть дисков. С таким комфортом должен был ездить на работу министр финансов Дагестана Абдусамад Гамидов. Стоит такая машина восемь с половиной миллионов рублей. Бюджет Дагестана на 75 процентов состоит из дотаций федерального бюджета.
Известие об объявлении подобной заявки вызвало волну возмущения в блогосфере. Министерство было вынуждено оправдываться - специалисты республиканского Минфина пояснили, что информацию разместили на сайте в тестовом режиме для проверки. Цену контракта написали вымышленную, вовремя не успели исправить.
Но это уже единичные случаи расточительности. Экономический кризис под страхом увольнения научил чиновников экономить. Эксперты уже стали прогнозировать снижение спроса на дорогие машины. Ведь государство - один из крупнейших покупателей. Гендиректор проекта Автодилер.ру Олег Дацкив не разделяет подобные прогнозы.
Дацкив: Чиновники не перестали ездить на этих автомобилях. Они если раньше это делали за счет бюджета, то после публикаций прессы на эту тему многие стали закупать эти автомобили либо за свои личные деньги, либо за счет компаний, которые им как-то сочувствуют, скажем так. Жихарева: Пока самым крупным арендатором оказался Пенсионный фонд. В заказе указано, что ему необходимо 47 машин в аренду с 1 апреля по 30 июня. Сумма, указанная в заявке, превышает 21 миллион рублей.
| |