|
Сегодня, 6 марта 2011 года 85-летний юбилей отмечает Анджей Вайда - знаменитый польский кинорежиссер, лауреат «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, обладатель множества престижных наград и почетных орденов. Его фильмы на большом экране уже более полувека, его творчество всегда поднимает спорные и болезненные вопросы, для всего мира его имя стало синонимом кинематографа Польши. Вайда дебютировал в кино фильмом «Поколение» (1954) о лидерах молодежного подполья в период оккупации Польши нацистской Германией. В этом фильме свою дебютную роль также исполнил Збигнев Цибульский - актер, чья нервная пластика и пронзительный взгляд из-под темных очков стали олицетворением раннего творчества Вайды.
Но первым фильмом, который принес Анджею Вайде мировую славу, стал «Канал» - камерная драма об участниках Варшавского восстания во время Второй Мировой войны. Триумф картины на Каннском кинофестивале в 1957 году, где она заработала специальный приз жюри, стал первым и самым важным успехом в карьере режиссера. Эта награда отгородила «Канал» от нападок польской критики и публики. Очевидцы и участники Варшавского восстания, едва оправившиеся от пережитых потрясений, хотели увидеть фильм о моральной и духовной победе поляков - защитников Варшавы, а не драму о трагической гибели отчаянных бойцов Армии Крайовой в канализационных каналах. Третий фильм из военной трилогии Вайды «Пепел и алмаз» (1958) был наиболее личным высказыванием режиссера о его поколении - поколении сильных и бескомпромиссных, но уставших от борьбы молодых людей, потерявшихся в военном хаосе между прошлым и будущим. Картина вошла в историю как один из выдающихся образцов камерного психологического кино высокой пластической культуры. А роль Мачека Хелмицкого стала знаковой в биографии Збигнева Цибульского.
С фильма «Пепел и алмаз», поставленного по мотивам романа Ежи Анджеевского, начался период экранизаций в творчестве Анджея Вайды. В его фильмографии экранизации польской и мировой литературной классики занимают особое место. Наиболее известные из них - «Земля обетованная» (1974) по роману Владислава Реймонта, «Теневая черта» по одноименной повести Джозефа Конрада, «Пан Тадеуш» по поэме Адама Мицкевича. Свою большую любовь к русской литературе режиссер выразил в фильмах «Сибирская леди Макбет» (1962) по мотивам повести Николая Лескова, «Бесы» (1988) - экранизация пьесы Альбера Камю «Одержимые», написанной по мотивам романа Достоевского, и «Пилат и другие» (1972) по мотивам романа «Мастер и Маргарита». В 70-е - 80-е гг. интересы Вайды сосредоточены, в основном, вокруг политических тем. В фильмах «Человек из мрамора» (1977), «Без анестезии» (1978) и «Человек из железа» (1981) режиссер подверг резкой критике трещавший по швам социалистический строй в Польше. Последняя картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах, став единственным польским фильмом, удостоенным столь высокой награды.
Из последних работ мастера наибольший резонанс вызвала картина «Катынь» (2007), в которой Вайда вернулся к событиям Второй Мировой и истории трагического катынского расстрела. Сам факт появления этого фильма, сделанного сыном погибшего в Катыни офицера, был куда более важен, нежели его художественные достоинства. Картина была показана во многих странах мира и способствовала улучшению отношений между Россией и Польшей. 10 августа 2010 года в Варшаве Анджею Вайде из рук Дмитрия Медведева был вручен Орден Дружбы «За большой вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры».
| |