|
Внеконкурсная программа театрального фестиваля «Золотая маска» в этом году посвящена польскому театру.
Свою постановку «(А)Поллония» показал современный польский режиссер Кшиштоф Варликовский. Польский режиссер-экспериментатор - ученик знаменитого Кристиана Люпы.
Польский театр - один из наиболее экспериментальных и интересных в Европе, а Кшиштоф Варликовский - «анфан террибль» польской современной сцены. Ученик знаменитого Кристиана Люпы - Варликовский привез в Москву спектакль «(А)поллония», поставленный с актерами варшавского «Нового театра». Режиссер поднимает тему Холокоста и развенчивает жертвенный миф Польши. Спектакль - об относительности понятия «жертва», о том, что поляки должны разделить ответственность с немцами за Холокост.
«Поляки на протяжении всей истории считают себя жертвами - русских, фашистов, других народов, - говорит Кшиштоф Варликовский. - Никогда мы не хотели столкнуться с действительностью, с реальностью и сказать себе, что являемся не только жертвами, но также и убийцами. Поляки тоже убивали, совершали еврейские погромы».
«(А)Поллония» Варликовского - коллаж, составленный из текстов разных времен. В сюжете - мифы о жертвоприношении Ифигении и Алкесты и трагическая история польской женщины Аполлонии, убитой за то, что спасала евреев. В разреженном пространстве сцены каждый предмет укрупнен и хладнокровно высвечен неумолимым объективом камеры. Ведется нелицеприятный разговор о человеческой ответственности за поступки. Нет однозначных жертв и палачей - все подвергается знаку вопроса.
Каждый - персонаж и жертва, и палач одновременно. Родители - палачи в отношении своих детей. Их в спектакле изображают куклы. Маленькие и беспомощные - они не в силах вырваться из паутины навязанных им представлений и поступков. В схватке побеждает сильнейший.
Женщины у Варликовского - существа страдающие, изначальные жертвы по отношению к мужской доминанте. Мечется в отчаянии по сцене главная героиня. Польский режиссер создает на сцене интимный театр. Все скрытое и потаенное делает кричащим и явным с помощью вездесущей камеры. «Когда мы, актеры, играем в других спектаклях, то стараемся говорить красивыми голосами, - рассказывает актер Мачей Штур. - Но у Кшиштофа все эмоции, все чувства доведены до предела. И сама игра преувеличена, ненатуральна. Его интересует то, что стоит за словами».
Экзальтированная речь актеров прерывается музыкальными номерами в стиле брехтовских зонгов. Музыка - словно небольшая передышка в этом жестоком и неумолимом судебном процессе.
«Варликовский заставляет зрителя решать страшные нравственные уравнения, - добавляет театровед Алена Карась. - Его театр возвращается в античность - место коллективной психотерапии. Он не хочет нравиться, а хочет волновать, проникать "под кожу". Провоцирует зрителя на откровенный разговор с самим собой о своем, всегда непростом, личном выборе».
| |