|
На этой неделе - новые беспорядки в Йемене, в подбрюшье нефтеносной Саудовской Аравии. Социальная неустроенность и низкий уровень жизни - это, пожалуй, главные причины революционных волнений. Что об этом говорят в Израиле, который оказался в кольце арабских волнений?
Это не Тунис, не Египет и не Йемен. Это бурлят улицы средневекового Яффа. Полиции вокруг столько, сколько не было на площади Тахрир - пешие, конные, моторизованные, на земле и в воздухе. Общая ситуация вокруг Израиля такая, что стоит только бросить спичку.
«Мы вынуждены повысить общий уровень террористической угрозы почти до предела. Внешняя ситуация такова, что нам приходится задействовать все возможные ресурсы, чтобы обеспечить безопасность внутри Израиля», - рассказывает генеральный инспектор полиции Израиля Моше Каради.
Израильские правые в очередной раз решили плеснуть бензина в костер, показать, кто в доме хозяин, добившись через суд права пройти со знаменами по арабским кварталам древнего города. Скандируют: «Яффа иудит!», то есть «Яффа еврейская!». С другой стороны за конным кордоном скандируют: «Аллах акбар!» и обещают умыть чужаков кровью.
В те дни, когда полыхает Северная Африка и Ближний Восток, в Израиле боятся обострения политической ситуации. Если в дело вступят израильские арабы, то ситуация в стране будет и тревожней, и напряженней, чем в месяцы первой и второй интифады. Полиция и спецназ, пограничники еще удерживают антагонистов от столкновения, но к рукопашной готовы и те, и другие.
«У многих создается такое ощущение, что Израиль вновь вернулся к ситуации, которая здесь царила в 1948-м году после основания государства Израиль, когда фактически все государства вокруг были враждебными и была угроза начала военных действий с любым из них. Поэтому сейчас даже по сравнению с 1948-м годом ситуация, может быть, более тревожная, потому что грозит неизвестность», - объясняет обозреватель русскоязычного ТВ канала «Израиль плюс» (Девятый канал) Ксения Светлова.
Ксения Светлова выходит в эфир несколько раз в день. Темы Ливии, Египта, Иордании, Саудовской Аравии для израильтян - темы смуты в пределах ближайших соседей, от которых зависят и поставки газа, и сам факт выживания страны. Сегодня диктор сообщает, что возможны перебои с электричеством. Это отраженное Израилем эхо египетской революции.
Тема арабского востока - та, что полтора месяца назад занимала в израильских газетах от силы колонку-полторы, теперь вездесуща. Стоило Фиделю Кастро поддержать Каддафи, воспев уровень образования и достаток в дореволюционной Ливии, как в Тель-Авиве выходят спецвыпуски. Стоило иранским эсминцу и фрегату прогуляться туда и обратно вдоль израильских морских границ, как в Иерусалиме заговорили об опаснейшей военной провокации.
«Иран пытается создать провокации, посылая военные корабли через Суэцкий канал. В очередной раз подстрекает различные террористические организации атаковать Израиль, и только в последние дни видели ракеты "град", которые падают на один из крупнейших израильских городов Бершеву. Нет никакого сомнения, что это обострение ситуации», - говорит министр информации Израиля Юлий Эдельштейн.
Уютный дом самого популярного и влиятельного писателя Русской улицы Израиля. Дину Рубину здесь читают все, кто вообще читает по-русски. С прошлой недели еще и смотрят сериал по роману «На солнечной стороне улицы». Дина две трети жизни провела на востоке. Повторяя фразу Акутагавы, она говорит, что теперь у неё нет принципов, остались только нервы.
«Когда началось в Египте, я поняла, что начинается, что вот это девятый вал. Это девятый вал, и его можно расценивать как угодно, его можно называть демократической революцией, можно ожидать разные, так сказать, интересные и, возможно, в чем-то даже положительные изменения. Но я как человек, выросший на Востоке, предпочла бы видеть все-таки не могу сказать тирана, хотя на востоке нетиранов просто не бывает», - объясняет писатель Дина Рубина.
Это не пир во время чумы и не предваряющие бога войны роковые валькирии. Русский театр «Гешер» все в том же уже не идиллически спокойном Яффа - место встреч уехавших когда-то из Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы старой советской интеллигенции. Они ходят и ходили в театр в дни Ливанской войны и в годы интифады. Закалка еще наша, оптимизм просто несгибаемый.
Этот оптимизм - капля в море арабского мира. Более других чувствующие настроение толпы уличные музыканты уже не поют некоторых песен. Пару шекелей в скрипичный футляр бросают теперь за нечто тревожное и печальное.
«Для нас, евреев, конечно, я думаю, что это тоже как-то аукнется, потому что когда проливается кровь, и все это внешний антисемитизм - это, конечно, для Израиля очень и очень плохо. У нас и так много врагов, а тут еще добавляется все это с арабами», - рассуждает музыкант Борис Чечев.
Русские израильтяне - миллион человек, говорящих, пишущих, думающих по-русски. Тревога - часть их судьбы. Они пережили здесь иракские ракеты, ливанские войны, палестинские интифады. Они вновь чувствуют себя пассажирами самолета, о мастерстве пилота которого можно лишь гадать. Их будущее, будущее их новой родины вновь не зависит от них.
| |