|
Деревянное зодчество, иконы, Летний сад - в лучшем случае их заменят новоделы.
Как и во всем мире, в России действует очевидная туристическая закономерность: интерес к знаковым достопримечательностям у местных жителей слабее, чем у иностранцев или гостей из дальних регионов. Мы настолько привыкли, что Кремль и условное Золотое Кольцо существуют всегда - что не рвемся посмотреть на них. Между тем, как показывают события последних лет, мы зря уверены в этом.
Похоже, нынешние 20-летние окажутся последним поколением жителей России, которое в сознательном возрасте «вживую» увидело многие из краеугольных, неотменимых, мифологических мест и артефактов русской истории и культуры. Чудом выявленные в эпоху русского национального подъема столетней давности; чудом, да еще энтузиазмом ученых, сохраненные в середине прошлого столетия - памятники, без которых нельзя представить Россию, необратимо разрушаются. На сей раз их гибель может оказаться окончательной: тому виной и недостатки советских реставрационных методик, и - особенно - небрежность и корысть нынешних властей.
Среди святынь, которые мы уже потеряли или потеряем в самом ближайшем будущем - ансамбль Кижей, «Троица» Андрея Рублева, уникальный узорчатый собор в Юрьеве-Польском, Бородинское поле, городская среда Петербурга, московские, помнящие еще Пушкина, бульвары. Что-то из этого уже не увидишь, как ни старайся, что-то еще можно попытаться застать «в живых». И показать детям: их потомки этого уже не увидят.
«Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а дракон о трех головах, - говорил кинематографический капитан Жеглов. - Это дракон о трех головах, и головы эти: хитрость, жадность, предательство». Подобным же образом и русское историческое наследие губит не чья-то злая воля, а несколько групп факторов. В первом приближении можно назвать пять основных проблем, которые могут загнать - или уже загнали! - в могилу зримое воплощение российской истории. Опишем вкратце каждую из них.
Деревянное зодчество: небрежение и опасные эксперименты
То, что с основным памятником всемирно известного Кижского погоста - 22-главой Преображенской церковью - дело неладно, широкая общественность узнала в 2010 году, когда начались разговоры о ее срочной реставрации. Разумеется, те, кто интересовался вопросом, знали о проблемах все последние 20 лет, когда вопрос о немедленном спасении знаменитого храма стал действительно актуальным. Но сейчас огласке предали и масштаб неприятностей: как сообщили эксперты после обследования церкви, подавляющее большинство бревен можно только заменить, построив, таким образом, вместо подлинной церкви муляж. По крайней мере, именно так видят проблему большинство СМИ и их читатели.
На самом деле, вопрос с Кижской церковью одновременно проще и сложнее - как «СП» уже писала, на острове-заповеднике десятилетиями соперничают две концепции реставрации легендарного храма: «перебрать» по бревнам, как это делали множество раз с более простыми сооружениями, либо применить некую дотоле нигде не испытанную методику реставрации без разбора. Последний вариант рискованный и, с точки зрения ряда экспертов, сомнительный - но позволяет не прерывать поток туристов на остров, к тому же сулит крупные бюджетные вливания. Поэтому за него и голосуют музейные и региональные власти. Однако начало такой реставрации - возведение металлического «скелета» внутри храма в 1980-х годах - уже непоправимо изуродовало церковь. А сейчас, в ожидании решения своей судьбы, Преображенская и вовсе может не выдержать, обвалиться. Удастся ли после катастрофы собрать церковь обратно - не знает никто: российская школа реставраторов деревянного зодчества немногочисленна и значительно ослабла за постсоветские годы.
Наглядным примером того, во что могут превратиться Кижи, служит Палтогский погост в Заонежье: там известная деревянная церковь (правда, поменьше кижской размером и попроще конструкцией) не выдержала многолетнего запустения и обвалилась. Надежды на реставрацию памятника - мизерные, уже сейчас, после трех лет без кровли, Палтогский храм может и вовсе не подлежать восстановлению. И его судьбу разделяют сотни других памятников деревянного зодчества по всему северу России. Отсутствие настоящего хозяина - проклятье, нависающее над памятниками еще с советских времен - и раньше губило российское наследие, но сейчас процесс дошел и до таких всемирно известных мест, как Кижи.
Иконы: реституция не на пользу
В 2010 году общественность всколыхнули сразу несколько скандалов, связанных с легендарными, известными не только в России, но и за ее пределами, православными иконами. В первую очередь, речь идет о Торопецкой и Боголюбской иконах Божьей Матери, но иногда разговоры заходят и о самой известной русской иконе с установленным авторством - «Троице» Андрея Рублева. Все эти древние памятники церковные власти настоятельно просят у музеев - на временную, а иногда и на постоянную «экспозицию» в православных храмах.
Причем речь даже не всегда о восстановлении исторической справедливости: так, Торопецкая икона из Русского музея «переехала» не в Торопец Тверской области, откуда была взята в музей, а в Подмосковье, где ее разместили в храме неподалеку от коттеджного поселка «Княжье озеро». В этом смысле Боголюбской иконе и «Троице» везет больше - первая из них уже прописалась в родном для себя Боголюбском монастыре, а вторую периодически просят предоставить для богослужения на ее «малую родину» - в Троице-Сергиеву лавру.
Беда в том, что, несмотря на кропотливую реставрацию в ХХ веке, легендарные старинные иконы, ставшие символом России, находятся в крайне хрупком состоянии. Пока они находятся в музеях - так, по крайней мере, утверждают работавшие с ними реставраторы - им, без движения и колебаний температуры - худо-бедно удается сопротивляться времени. Но в действующем храме условия совсем другие, и их-то творения Рублева и его современников могут не выдержать. Перепады температуры, влажность, вибрации при перевозке - все эти факторы уже вызвали деградацию Боголюбской иконы. Говорят также, что уход за этой иконой не соответствовал музейным требованиям - необходимое оборудование работало лишь частично, поскольку насельницы монастыря не осознали в должной мере, с каким древним артефактом имеют дело.
Таких икон в России - несколько десятков, и в ближайшие годы, если процесс церковной реституции пойдет быстро, мы можем их лишиться. Как уже фактически лишились фресок Дмитриевского собора во Владимире: по многовековой традиции, во время текущего ремонта храма по благословению настоятеля их просто записали.
Каменная архитектура: «монолитная болезнь»
В конце прошлого года стало известно, что Россия фактически лишилась одного из своих чудес - одноглавого Георгиевского собора в Юрьев-Польском Владимирской области. Он знаменит оформлением стен - все четыре фасада у него были облицованы резным белым камнем необычайной искусности и разнообразия. В XV веке этот храм, последняя постройка Руси домонгольского времени, обвалился и был восстановлен московским зодчим Ермолиным, который так и не смог собрать этот чудовищный по размеру «паззл» в изначальном порядке.
Сейчас собору, который был отреставрирован в советские времена, нанесла непоправимый урон реставрация современная. Судя по всему, это была незлонамеренная ошибка заказчиков и исполнителей реставрации - но вместо причины «болезни» собора, засоленности белого камня, они обошлись косметическими мерами. В результате портал южного фасада Георгиевского собора специалисты уже называют утраченным. И без того скудные остатки уникальной резьбы XIII века практически уничтожены. Не решена и главная проблема - соли, которые медленно, но верно, выталкивают белый камень.
| |