|
В Ливии идут ожесточенные бои с применением авиации и тяжелой бронетехники. Страна по-прежнему разделена на два враждующих лагеря.
Сейчас карта боевых действий выглядит так: большую часть крупных городов на востоке страны - Адж-Дабию, Мисурату, Бенгази и Рас-Лануф - удерживают повстанцы. В руках сторонников Каддафи - Триполи и Сирт. Армия и наемники пытаются вернуть контроль над захваченными оппозицией территориями. Идут сражения за Тобрук и Брегу. Аз-Завия, что в пятидесяти километрах от столицы, переходит из рук в руки. В городе кончаются медикаменты и продовольствие. Сейчас повстанцы перегруппировывают свои силы, а также переформируют потрепанные в боях части. По слухам, сейчас в Рас-Лануф движутся верные Каддафи танковые колонны, для борьбы с ними оппозиция срочно перебрасывает зенитные расчеты из других городов. У населенного пункта Бин-Джавада повстанцам удалось отбить атаку элитных подразделений под командованием сына ливийского диктатора. По некоторым данным, при этом были сбиты два истребителя ВВС и один вертолет. Самая ожесточенная борьба в минувшие сутки шла за Мисурату - третий по величине город страны в двухстах километрах от столицы. Там погибли около семидесяти человек.
В тюрьме Аждаби, спрятанной в песках, занята только одна камера. Заключенному двадцать один год, он небольшого роста и очень напуган. Два дня назад Софиат Ислам был пленен повстанцами при штурме. Солдат клянется, что за время конфликта не сделал ни одного выстрела. Все, что знает, рядовой повстанцам уже рассказал.
«Я попал в плен во время сражения, - говорит он. - Они сказали мне, чтобы я отдал свое оружие. Но я им ответил, что защищаю Ливию. Потом они взяли меня в плен и привели сюда».
По словам оппозиционеров, солдата будут судить, но уже после победы. Повстанцы утверждают, что хорошо обращаются с рядовым: «В этой тюрьме его охраняют братья. К нему относятся, как к сыну».
Всего при штурме Рас-Лануфа оппозиция пленила четырнадцать солдат. Большинство отправили в Бенгази, кто-то поправляется после ранений в одном госпитале с оппозиционерами. Лечат бойцов наряду с ливийцами украинские врачи.
Врач госпиталя в городе Аждабия Михаил Вовк рассказывает: «По контракту работаем. Нас 12 человек украинцев. Уже 8 лет». На вопрос «не страшно вам здесь?» отвечает: «Люди просят остаться, помочь, никто нас не обижает. Врачей не хватает. Люди подходят: если боитесь, приходите к нам домой. То есть отношение очень хорошее, никакого напряжения нет».
Бои в направлении Серта, родины Каддафи, продолжаются. Наступление оппозиции наткнулось на жесткое сопротивление у города Бенжават. Уже к вечеру пришли сообщения о том, что Каддафи Бенжават отбил и наступает на подконтрольный оппозиции восток. Сам лидер революции накануне ночью появился перед сторонниками на главной площади Триполи. Борьбу против своего режима он называет происками «Аль-Каиды» и снова обещает подавить восстание в ближайшие дни.
И на девятнадцатый день противостояния невозможно определить, кто ближе к победе. Каддафи, например, до сих пор не использовал танки. Оппозиция утверждает, что каждый день в ополчение вступают сотни ливийцев. Враги выжидают, ведут позиционные бои и готовятся к главному сражению, которое, скорее всего, состоится в сотнях километров от Триполи.
| |