Об этом твердят сегодня наиболее пессимистичные эксперты. Все дело в том, что ракетный двигатель РД-191 для первой ступени ракетоносителя «Ангара» сгорел в ходе проведения межведомственных испытаний. С комментариями для «Вести ФМ» - специалист журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.
«Вести ФМ»: Игорь, здравствуйте!
Лисов: Добрый день!
«Вести ФМ»: Согласны ли вы с мнением этих пессимистов о том, что теперь российская космическая программа может претерпеть изменения? Ведь ракетоноситель «Ангара» должна была полететь еще в 2005 году. Потом пуск много раз переносили, и вот теперь запуск был запланирован на 2013 года. Видимо, теперь придется и его переносить. Так?
Лисов: Не думаю, если честно. Это было не первое и не последнее испытание. В принципе иногда при испытаниях двигатели горят. Для этого они, в общем-то, и проводятся, чтобы выявить все проблемы, «вылизать» конструкцию. Я не хочу говорить об этом конкретном испытании по той простой причине, что никакой официальной информации о нем пока не опубликовал ни «Энергомаш», который разработал и изготовил двигатель, ни Роскосмос, поэтому давайте просто примем как данность сообщение, что такой факт имел место быть.
«Вести ФМ»: А что будет дальше?
Лисов: Давайте посмотрим другие факты. Двигатель РД-191 под экспертным именем РД-151 уже дважды летал в составе южнокорейской ракеты KSLV-1. В первый раз в августе прошлого года идеально отлетал, второй раз в июне текущего года случилась авария на этапе работы первой ступени, но уж очень подозрительно, что это произошло по вине нашего двигателя. Поскольку это проект международный, то, к сожалению, ни Россия, ни Южная Корея отдельно не имеют право по этому поводу высказываться. Вопрос пока повис в воздухе.
«Вести ФМ»: А зачем его тогда у нас испытывать, если он в Корее уже летает?
Лисов: Это нормальная практика разработки ракетных двигателей. Они должны испытываться. Более того, эти двигатели должны испытываться после изготовления и перед использованием на ракете.
«Вести ФМ»: В чем преимущество ракеты «Ангара», если она все-таки полетит в 2013-м году? Что мы получим от этого?
Лисов: Дело в том, что проект ракеты «Ангара» имеет достаточно длинную историю. Обстоятельства тут такие: во-первых, желание уйти от ракет на токсичном высококипящем топливе. Практически все наши ракеты, кроме «Союза», которые достались нам в наследство от СССР, используют несимметричный диметилгидразин и азотный тетраоксид - достаточно несимпатичные вещества. И запуски их над территорией страны, где ракета может упасть и нанести экологический ущерб, не особенно-то нравятся.
«Вести ФМ»: А в «Ангаре» экологичное топливо?
Лисов: Ну, там керосин и жидкий кислород, в общем, практически безвредные вещи, если, конечно, не вылетит сразу 100 тонн керосина. Но если они мирно сгорят, то, соответственно, это углекислый газ и вода, ничего больше.
«Вести ФМ»: Есть ещё какие-то плюсы?
Лисов: Второе обстоятельство, которое породил проект «Ангара», - это требование Министерства обороны о переносе запуска тяжелых космических аппаратов из Казахстана в Россию, на Плесецк.
Карта звездного неба