|
Вторая неделя Великого поста называется «Неделя Православия». Объясняется это тем, что по древнему уставу Восточной Православной Церкви в первое воскресенье поста проводится особый церковный обряд, как воспоминание «триумфа православия». Обряд этот был основан в 942 году на Константинопольском соборе в память восстановления почитания иконы.
Иконоборчество (преследование почитания иконы) на протяжении 216 лет (с 726 по 942 гг.) было предметом обеспокоенности Византийской империи и сильно пошатнуло могущество этого государства. Начало иконоборчества было положено уроженцем малоазиатской страны Исаврием, который в 717 году завладел византийским престолом. Он известен в истории под именем Льва III. Считается, что иконоборчество он начал для того, чтобы убедить крайне в то время опасных для Византии сарацин в том, что христиане являются идолопоклонниками, которых по закону Магомета нужно покорять и преследовать. Намерения Льва сразу же привели к отлучению его от церкви Папой Григорием II и отстранению от византийской власти всей Италии. Но в Византийской империи иконоборчество началось с неслыханной жестокостью.
Императрица Ирина, правящая государством своего малолетнего сына Константина VI Порфирородного, несмотря на противодействия иконоборцев, в 787 году созвала 7-й (и последний) вселенский собор, состоявшийся в малоазиатском городе Никее, на котором было 367 епископов. Собор восстановил почитание икон, кроме того, для примирения сторон и выражения почитания икон истолковал разницу в поклонении Божеству и святым, и их изображениям. Но владыка Запада Карл Великий, который был враждебно настроен к Византии, отказывался признать решение собора и в 794 году во Франкфурте на Майне созвал особый собор западного духовенства. Собор, состоявший из 300 человек, не признал постановлений Никейского собора и постановил, чтобы статуи и иконы в храмах были для украшения, а не для поклонения (образы и статуи были подвешены как украшения, высоко над верующими). В самой же Византии постановления Никейского собора не остановили иконоборчества и поддержанное императорами, оно возобновилось и возросло с еще большей силой.
В 842 году умер иконоборец император Феофил. Известно, что во время тяжелой предсмертной болезни у него случилось видение, где он узрел гнев Господень за преследование икон. Он раскаялся и даже приложился к иконе, поданной его женой Феодорой, почитающей иконы. После смерти Феофила Феодора правила вместо своего малолетнего сына Михаила.
Она сразу же созвала в Константинополе собор из греческих епископов под председательством освобожденного из темницы патриарха Мефодия. Собор признал незыблемыми для Восточной Церкви постановления 7-го Вселенского собора. В память тех событий тогда же было постановлено: «из года в год» ежегодно в первое воскресенье Великого поста праздновать «триумф православия», для чего патриарх Мефодий и составил особый «чин».
Сохранилось предание о том, как осуществлялось торжество в первый раз. Собор во главе с патриархом Мефодием, сановники империи и много народа отправилось к императрице Феодоре с просьбой возобновить почитание иконы. Феодора поцеловала иконку, которую носила на груди и сказала: «Да будет проклят не почитающий святых икон». Затем состоялось торжественное провозглашение восстановления почитания иконы. При этом императрица умоляла собор молиться за спасение души Феофила. Пасторы церкви целую неделю молились, и получили замечательную весть о прощении его грехов. Тогда и было решено, чтобы на следующий день, а именно в первое воскресенье Великого поста, осуществить торжества по случаю восстановления иконопочитания. Был назначен крестный ход с участием собора, патриарха, императрицы и ее сына, бесчисленной толпы народа.
Ход начался с соборного храма Святой Софии. Впереди несли Святой Животворящий Крест и иконы, Евангелие находилось посередине. У Ктенарских ворот ход остановился, и собор провозгласил благословение почитателям святой иконы и проклятия иконоборцам. Затем крестный ход вернулся в собор для литургии.
Установленный первоначально «чин триумфа православия» впоследствии получил более широкое значение - «Чин православия».
Римско-Католическая Церковь, как уже говорилось ранее, сначала не признавала постановлений 7-го Вселенского собора об иконопочтении, и приняла их лишь в 869 году на Константинопольском соборе, собравшемся при патриархе Фотие. Но Католическая Церковь оставила у себя скульптуры святых, чего Православная Церковь не допускает. В старину в Православных Церквях существовали так называемые «резные» (рельефные) иконы, но по приказу Петра Великого в 1772 году они были запрещены и вынесены из храмов.
| |