|
КНР вошла в десятку крупнейших производителей вина, обогнав Чили, ЮАР и Германию. «Известия» вспомнили, в чем еще преуспели китайцы в последнее время.
Если к тому, что почти вся техника произведена в Китае, потребители уже привыкли, то фраза «китайское вино» для русского уха пока звучит непривычно. Однако, согласно статистике Международной выставки вина и спиртных напитков VINEXPO, Китай оказался на седьмом месте в мире по производству и продаже виноградных вин.
По подсчетам руководителя Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, Поднебесная производит приблизительно столько же вина, сколько и Россия, - 70-75 миллионов декалитров (дал) в год и чуть более 10 миллионов дал импортирует.
Помимо виноградных вин (в стране выращиваются такие сорта винограда, как каберне, совиньон и мускат), китайцы с уважением относятся к традиционным напиткам. Состоятельные гурманы смакуют терпкое вино из орехов, слив и цветов лаврового дерева или легкое вино из абрикосов. А потребители попроще довольствуются рисовым вином.
В целом производство вина в Китае растет на протяжении последних пяти лет по 15-20% ежегодно, но среднедушевое потребление все равно остается на уровне литра на человека в го
д. В Поднебесной мода на потребление вина навязана западными странами, где наблюдается перепроизводство этого напитка. Китай уже достиг некоего «винного» максимума. Основные потребители натурального вина в Китае - средний класс, то есть 300 млн человек, причем употребляют они скорее в медицинских целях, объясняет Дробиз.
А директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий не исключает, что спустя пять-семь лет произведенные в Китае вина могут появиться на полках российских магазинов.
- Пока у китайского вина такое качество, что я бы не рекомендовал его пить. Думаю, конкурировать они будут в основном с молдавскими и чилийскими винами, - говорит Кагарлицкий.
Впрочем, еще несколько лет назад мало кто мог представить себе, что по российским дорогам будут ездить китайские автомобили. Однако продажи машин только одного китайского бренда Chery растут в России на 81% в год (данные за 2010-й). «В прошлом году Китай произвел 18 миллионов машин», - напоминает руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский.
В чем же секрет успехов? Если первые модели Chery были точными копиями Daewoo и Toyota, то сейчас китайцы заказывают дизайн у итальянских мастеров из компании Pininfarina, которые также работают на Ferrari и Maserati. По такой же схеме китайцы действуют и в остальных областях.
«Они приглашают лучших тренеров из-за рубежа. При этом и внутри страны идет тщательный отбор. В каждой сфере (спорт, музыка и т.д.) выбирают тысячи кандидатов. Среди такого количества обязательно оказывается гениальный пианист или спортсмен», - рассказывает Островский.
| |