|
Более тысячи поддельных скульптур Джакометти были найдены на складе в Германии. Предположительно, подделки были сделаны в Китае. Но, несмотря на низкое качество работ, их покупали за миллионы евро. Корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Подолян о том, как арт-мошенники зарабатывают на именах самых дорогих художников мира.
О том, что в Китае копируют все - начиная от брендовой обуви, заканчивая эксклюзивными часами, известно, пожалуй, всем. Не так давно в Поднебесной активно начали «клонировать» кольцо принцессы Дианы, которое принц Уильям подарил своей невесте. Поддельную драгоценность можно купить всего за 3 доллара. Но китайские мастера подделывают и по-крупному, рассказывает Кирилл Алексеев - искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи.
«Китайский рынок подделок - огромный. Последние 15 лет он определённо монополист. Они подделывают исламские древности, средневековые перегородчатые эмали. Рынок сейчас постепенно наводняется этими вещами», - говорит Алексеев.
Немецкая полиция обнаружила под Майнцем склад поддельных скульптур Джакометти. Всего более тысячи бронзовых изваяний и гипсовых слепков. Поддельный клад нашли еще летом 2009, но информация о находке появилась только сейчас. Эксперты предполагают, что подделки были изготовлены в Китае. Большинство работ настолько низкого качества, что, скорее всего, их сделали по фотографиям произведений скульптора. Кирилл Алексеев говорит, что китайские подделки легко определить.
«Китайцы не имеют возможности смотреть на какие-то объекты вживую. И их подделки всегда можно отличить по незнанию фактуры», - утверждает Алексеев.
Впрочем, и за них готовы были платить большие деньги. Джакометти на сегодняшний день - самый дорогой скульптор в мире. Год назад его работа «Шагающий человек» установила ценовой рекорд на аукционных торгах. Скульптура ушла с молотка более чем за 104 миллиона долларов. Работы швейцарского скульптора на аукционах - большая редкость, поэтому коллекционеры готовы платить за них огромные деньги, рассказывает генеральный директор Sotheby's России и СНГ Михаил Каменский.
«Надо сказать, что работ Джакометти очень мало, он много своих работ уничтожал, потому что был щепетилен к своим работам, поэтому работы такого размера и такого качества - их не было и не будет на свободном рынке», - комментирует Каменский.
Подделки скульптур Джакометти приобрели несколько немецких аукционных домов, галерей, музеев, а также частные коллекционеры. В процессе расследования выяснилось, что руководил группой арт-мошенников некий Лотар Вильфрид Зенка - просто немецкий Остап Бендер наших дней. Он представлялся аристократом, водил дружбу с коллекционерами и представителями арт-рынка, уверял, что скульптуры попали к нему от брата Джакометти, который умер в 1985 году.
Одна немецкая пара, поддавшись обаянию мошенника, да еще и по совету своего консультанта, потратила на подделки около 4 миллионов евро. Историк искусства, консультант одного из крупнейших аукционных домов, Елена Баснер уверена - чаще всего от фальшивок страдают именно частные покупатели.
«Индустрия подделок рассчитана на коллекционера новой формации, которому часто бывает абсолютно все равно, что купить, лишь бы это было вложением денег», - поясняет Баснер.
По предварительной информации, за 6 лет работы мошенники заработал на подделках около 10 миллионов евро. Да и попались они на очередной махинации. Они пытались продать 17 скульптур полицейскому, который представился коллекционером. 3 из 5 мошенников уже приговорены к двум годам лишения свободы. Приговор в отношении остальных, в том числе и руководителя арт-банды, пока не вынесен.
| |