|
Новый проект закона о равных правах мужчин и женщин может быть внесен в Госдуму в ближайшее время. Этот документ должен появиться, поскольку наша страна взяла на себя такое обязательство, подписав Конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».
Когда министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова встречалась с Верховным комиссаром ООН по правам человека, речь на переговорах шла в том числе и о дискриминации по половой принадлежности. «Мы сейчас проводим ревизию законодательства, чтобы принять единый правовой акт, который бы защищал права женщин», - отметила министр. Новый закон будет называться «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Правда, сроков подготовки документа Татьяна Голикова назвать не смогла.
Законопроект о гендерном равенстве оказался документом трудной судьбы. Наша страна подписала соответствующую конвенцию ООН еще во времена СССР. Следующим шагом должно было стать принятие закона. Его проект появился в 1999 году. Спустя еще четыре года состоялось первое чтение в Госдуме. Уже тогда стало ясно, что документ вряд ли доживет до второго чтения.
- Депутаты от разных фракций нам честно говорили - вас «зарубят», - признается Татьяна Мельникова, занимающаяся продвижением закона со стороны Министерства здравоохранения и соцразвития.
Депутатская неприязнь объяснялась просто: особенное раздражение вызвала статья о квотах в парламенте - не больше 70% и не меньше 30% лиц одного пола. Больше к этому вопросу Дума не возвращалась.
Между тем цифра 30% возникла вовсе не с потолка, а в результате исследований ООН, посвященных вовлечению женщин в политику.
- Их эксперты пришли к заключению, что как только число женщин в законодательных органах власти приближается к одной трети, государство становится более социально ориентированным. Это значит, что приоритет отдается законам, направленным на поддержку и защиту наиболее слабых граждан - детей, пожилых людей, - объясняет Татьяна Мельникова.
Ну а там, где количество женщин-депутатов приближается к 50%, они начинают вытеснять своих коллег-мужчин. Так что, например, в Швеции закон о гендерном равенстве уже защищает лиц мужского пола. Но России до таких проблем пока очень далеко. До сих пор каждое назначение женщины на высокую руководящую должность - своего рода сенсация, потому что выходит за рамки общепринятого. Зато на низших и средних должностях - там, где меньше денег и больше рутинной, черновой работы, - трудятся в основном женщины.
- В последние десять лет мы отмечаем явную тенденцию вытеснения женщин из сферы реальной экономики в сферу торговли и обслуживания, - считает Галина Силласте, профессор Финансовой академии при президенте РФ, президент международной ассоциации «Женщины и развитие».
По ее мнению, сегодня в России самый высокий уровень дискриминации женщин на рынке труда за последние 50 лет. Зарплата специалистов-женщин в среднем составляет 64% от зарплаты мужчин, занимающих аналогичную должность. А самое распространенное нарушение прав - при приеме на работу (когда мужчинам оказывается предпочтение) и при увольнении (в первую очередь, как правило, увольняют женщин).
На дискриминацию россиянок в профессиональной сфере обратили внимание и в ООН, где минувшим летом Россия отчитывалась об успехах в борьбе за женское равноправие. В заключении экспертов ООН подчеркивается, что «в настоящее время число женщин в федеральных органах законодательной власти незначительно и они составляют лишь небольшую долю специалистов, включенных в общероссийский резерв эффективных управленческих кадров».
Критики законопроекта о гендерном равенстве, как правило, ссылаются на Трудовой кодекс, где запрещается дискриминация по половой принадлежности. Но, видимо, этого недостаточно. «Мы говорили с представителями судейского корпуса, и, по их мнению, с появлением такого закона будет гораздо легче доказывать факты дискриминации в суде», - уверена Татьяна Мельникова. К тому же документ предполагает возложить бремя доказательства своей невиновности на того, кто дискриминирует, а не на «жертву». Понятно, что в этом случае работодателю будет сложнее объяснить, почему он предпочел работника именно мужского пола при прочих равных условиях.
«Нам не нужны суперженщины - кто в состоянии посвящать работе столько же времени, сколько и мужчины, и в то же время заботиться о детях и доме. Нужна культура равного распределения семейных обязанностей между мужчинами и женщинами», - объясняет идею гендерного равенства Мод де Бор-Букиккио, заместитель генерального секретаря Совета Европы.
У России остается три года - до следующего отчета в ООН о мерах по борьбе с дискриминацией женщин. Если, конечно, будет о чем отчитываться.
| |