|
120 лет исполняется одному из величайших архитекторов русского авангарда Константину Мельникову. Взлет его творчества пришелся на эпоху становления советской власти, и в своих знаменитых на весь мир клубах и гаражах он сумел перевести на язык архитектуры те глобальные и необратимые изменения, которые охватили его родину. К сожалению, сейчас творения Мельникова, включенные во все архитектурные энциклопедии мира, переживают не лучшие свои времена.
По наследству к Екатерине Каринской - внучке Константина Мельникова - перешел знаменитый дом в Кривоарбатском и воля ее деда, а потом и отца Виктора - устроить здесь государственный музей.
«Он говорил, это нам не принадлежит. Это достояние России», - рассказала Екатерина Каринская, внучка Константина Мельникова.
Вот уже не один десяток лет из-за запутанной наследственно-правовой ситуации государство никак не может принять этот дар. На сегодняшний день половина дома, построенного Мельниковым для своей семьи, принадлежит частному фонду, не имеющего к семье никакого отношения.
«Я обязана исполнить завещание деда и отца. Бьюсь пятый год после его смерти, слава Богу, что хотя бы попытки растащить наследие не увенчались успехом», - говорит Екатерина Каринская.
Через 108-мь окон свет заполянет два врезанных друг в друга цилиндра. Планировка по принципу восхождения - от быта из гостиной и столовой на первом этаже, наверх - к полету творчества в студии и мастерской Мельникова. Дом включен во все учебники по архитектуре. А еще в список 100 выдающихся зданий мира, которым грозит гибель - дом нуждается в реставрации. Архив, который сейчас опечатан, Екатерина Викторовна передала из дома в Музей архитектуры. Он тоже предмет судебной тяжбы и может перейти в частную собственность, а значит, стать недосягаемым для исследователей.
Ирина Коробьина, директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, отметила: «Пока идет разбирательство, мы не можем приступить к реставрации фонда. Он нуждается в этом, так как состояние его можем оценить как ниже среднего».
Директора музеев обратились с письмом к президенту. Ведь отдать дом и архив в частные руки - значит нарушить волю Мельникова, и обречь уникальную постройку на неопределенность. Намерения частного собственника будут зависеть от его финансового состояния. Закон тут бессилен. Наталья Душкина много лет отслеживает судьбу мельниковских построек, его знаменитых клубов. Все они во власти арендаторов или частных собственников. Не каждый из них может обеспечить должную сохранность шедевров московского конструктивизма.
Новые собственники не гарантируют, что будет проведена реставрация. Вот ДК Русакова отдан театру Виктюка.
«Проект идет долго. Уже есть необходимая театру перепланировка. Но это снижает качество. Некоторые клубы уже утратили интерьеры, например, Буревестник и Каучук», - рассказала Наталья Душкина, профессор МАРХИ.
Пожалуй, самая счастливая судьба из мельниковских построек у Бахметьевского гаража. Здесь архитектор реализовал идею прямоточного движения автобусов по парку - только вперед. Теперь это Центр современного искусства «Гараж». Но спасти его от разрушения в свое время тоже помогло вмешательство общественности.
В прекрасной сохранности до нас дошел гараж на Новорязанской улице. Но и он не застрахован от опасных реноваций . Как и остальные мельниковские постройки - этот памятник только регионального значения.
Наталья Душкина: «Первое, что нужно, это поднять статус охраны до федерального уровня. Затем внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако преодолеть барьеры по переводу на федеральный уровень невозможно».
10 построек общественного назначения, не дошедшие до нас, саркофаг Ленина и павильон СССР на выставке в Париже. Константин Мельников создал их в свое золотое десятилетие с 1922 по 1932. Потом его отстранили от работы и обвинили в формализме: слишком много внимания отдавал форме, слишком индивидуален. Сегодня же сохранить творения архитектора - признать мировое значение наследия мастера и сделать его доступным для людей - мешает тот же формализм, но уже с другим, совсем не творческим лицом.
| |