|
Страны Запада сегодня целый день обсуждают план действий в отношении Ливии. Как надавить на режим Каддафи, как далеко допустимо пойти в случае военного вмешательства, обсуждалось в Брюсселе. Париж признал правительство повстанцев, и это воодушевило их, несмотря на поражение в Рас-Лануфе.
Рас-Лануф снова окутан дымом. Подконтрольная Муамару Каддафи артиллерия обстреливает город, а авиация прицельно бьёт по местным нефтехранилищам. Повстанцам на это ответить просто нечем. В их распоряжении зенитки и пулеметы, но против налётов с воздуха и реактивных установок они не слишком эффективны. Противники режима говорят, что силы неравны, и вновь просят Запад поскорее вмешаться.
«Поймите, нам необходима помощь мирового сообщества. Они много обещают, но ничего не делают», - говорит повстанец Мохаммед Али Аль Зуаи.
Европа и США, тем временем, всё ещё решают, что же делать с режимом Каддафи. На сегодняшнем саммите НАТО обсуждают создание бесполётной зоны над Ливией. Страны Североатлантического альянса надеются, что тогда бомбардировки прекратятся, и можно будет безопасно доставлять в Ливию гуманитарную помощь. Но генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в очередной раз подчеркнул, что для блокирования воздушного пространства необходимо соблюсти ряд условий.
«Любое наше действие должно соответствовать трём ключевым принципам. Во-первых, должна быть видимая необходимость во вмешательстве НАТО. Во-вторых, у нас должна быть законная основа для этого. И в-третьих, нам нужно получить одобрение всего региона», - отметил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
К тому же, нет никаких гарантий, что Каддафи воспримет подобный запрет всерьёз. Если лидер Джамахирии решит идти до конца, последствия для всего региона будут непредсказуемыми.
О недопустимости вмешательства во внутренние дела стран на африканском континенте говорил сегодня глава российского МИД Сергей Лавров.
«В уставе ООН и других международно-правовых документах чётко записано, что каждый народ вправе сам определять свою судьбу, и вмешательство во внутренние дела, тем более силовое вмешательство, не допускается», - отметил глава российского внешнеполитического ведомства.
А вот Франция стала первой страной, которая открыто поддержала оппозицию. Агентство Reuter со ссылкой на представителей Елисейского Дворца сообщает, что французские власти признают Национальный Совет Ливии, объединяющий противников полковника Каддафи, единственной законной властью страны. В ближайшее время французский посол отправится в Бенгази - столицу ливийских повстанцев. А представители Национального Совета после встречи с Николя Саркози отмечали: президент хочет, чтобы примеру его страны последовала вся Европа.
«Президент Николя Саркози рассказал нам, что у него есть масштабный план, и он хочет, чтобы этот план одобрили на европейском уровне. Его инициатива защитит народ Ливии от страданий, спасёт нашу страну и наше будущее», - заявил представитель Национального Совета Ливии Махмуд Джабриль.
Между тем, министры иностранных дел Евросоюза сегодня также собираются на встречу в Брюсселе. Здесь также будут обсуждать ситуацию в Ливии и возможные санкции в отношении режима Муамара Каддафи. Прежде всего, речь пойдёт о заморозке счетов правящих структур страны в европейских банках и о перспективах притока ливийских беженцев в ЕС.
Ну, а сам Каддафи пока не дал понять, оставит ли он свой пост. Его эмиссары разъезжают по всему миру и, как говорят, добиваются переговоров с представителями международных организаций. Очередной посланник прибыл сегодня в Грецию. Но полковник по-прежнему утверждает, что в происходящем виновата исключительно «Аль-Каида». И обещает оказывать вооруженное сопротивление любому западному вмешательству.
| |