|
«Газпром», проиграв битву за 400-метровый офис в центре Санкт-Петербурга, не сдался, а предпринял обходной маневр и зашел с тыла. Сменив Охту на Лахту, газовая корпорация все же сможет построить пресловутую башню в пределах северной столицы.
Главное для монополии, вызвавшей эйфорию у градозащитников сообщением о покупке крупного участка земли на Лахтинском шоссе под возможную застройку, - теперь не влезть в очередную историю.
Сообщение о том, что «дочка» «Газпрома» компания «Общественно-деловой центр "Охта" приобрела у компании ЛСР участок в Приморском районе Петербурга, появилось на лентах информагентств уже под вечер. Поэтому подтвердить или опровергнуть ее в официальных структурах оказалось довольно сложно. Пресс-служба ОДЦ "Охта" хранит молчание, а в администрации Приморского района, после получасового ожидания, корреспонденту "Росбалта" подтвердили лишь факт некоей покупки участка в Лахте. "Да, мы подтверждаем, что участок куплен, - прокомментировала „Росбалту" руководитель пресс-службы администрации Приморского района Елена Демидова. - Однако никаких официальных документов и планов в администрацию не поступало". Между тем, в информационных сообщениях заявлялось об участке площадью 140 тыс. кв. м, расположенном по адресу: Лахтинский проспект, 2. Утверждалось, что, вероятно, именно здесь будет возводиться общественно-деловой центр, который ранее газовый холдинг планировал построить на берегу Невы, прямо напротив Смольного собора. Напомним, ранее проект ОДЦ "Охта" предполагал строительство в центре Петербурга общественно-делового центра с 400-метровой башней-доминантой.
Но на Охтинском мысу, где мог вырасти небоскреб, в числе прочих объектов археологами найдены стоянки эпохи неолита и фрагменты древних крепостей Ландскрона и Ниеншанц. Кроме того, многие жители северной столицы посчитали, что башня беззастенчиво вторгается в архитектурный облик города, ломая лелеемую градозащитниками "небесную линию".
Многочисленные и продолжительные протесты, к удивлению, были услышаны в Смольном. В декабре 2010 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что власти города совместно с "Газпромом" приняли решение о переносе места строительства высотного комплекса. С тех пор "Газпром" обиделся и стал искать стеклянной башне новое пристанище. Петербуржцев пугали другими городами, социологи презентовали результаты опросов, по которым горожане сильно проиграли, отказав "Газпрому", а ближайший сосед - Ленобласть - изо всех сил предлагал магнату себя.
Если сегодняшнее сообщение - правда, сейчас место выбрано, даже на взгляд многих злейших противников башни, весьма удачно. Сохранены два главных условия - древние шведские крепости не будут закатаны в стекло и бетон, который в свою очередь не помешает петербуржцам и гостям города наслаждаться видами многочисленных исторических памятников, расположенных на территории бывшей столицы империи Романовых.
"Мы с самого начала обсуждали, что „Газпром-центр" - „Охта центром" его теперь неправильно называть - должен быть построен на удалении от центра города, - сообщила координатор „Живого города" Антонина Елисеева. - Лахта действительно называлось нами как подходящее место". По ее словам, построенная башня "Лахта центра" тоже может нарушить "небесную линию", но сделать это будет сложнее. "Практически невозможно, - пояснила Елисеева. - Поэтому новость, конечно, очень радостная. „Газпром" не ушел из города, а все хорошие качества проекта будут реализованы без ущерба для архитектурного облика".
Согласен с этим и известный петербургский политолог Юлий Рыбаков, также ранее высказывавшийся против строительства "Газоскреба" на Охте. "Газпром" - это компания, которая все равно будет приносить какие-то дивиденды городу, - сказал он, - и хорошо, что она останется на территории Санкт-Петербурга и будет что-то отчислять в городской бюджет. Лишь бы не гадила там в округе». Строительство башни «Газпрома» на Лахте - не самый лучший, но и не самый худший для Петербурга вариант, прокомментировал новость, о которой слышал в кулуарах, директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. Он также долгое время являлся одним из последовательных противников «Охта центра». По его мнению, у газовой монополии на этом участке могут возникнуть транспортные проблемы: там находится естественный водный барьер, отделяющий эту территорию от центра города, поэтому компании придется вкладывать большие деньги в транспортную инфраструктуру.
Транспортный вопрос вообще способен стать камнем преткновения в реализации проекта. «Я бы мог порекомендовать "Газпрому" лоббировать изменение трассы ЗСД, - с долей иронии предлагает Карпов. - Также я не вижу в Генплане, когда на этой территории построят станцию метро. Между тем среди плюсов для "Газпрома" можно отметить то, что к северу от Лахты собираются строить новый жилой комплекс "Медвежья лапа", близко расположен выезд в Курортный район, да и до аэропорта по ЗСД недалеко».
Кроме того, по мнению Карпова, наконец-то развеян миф о том, что Охта - чуть ли не единственное место для башни «Газпрома». Карпов считает, что инвесторы учли свои предыдущие ошибки. Новоиспеченный «Лахта центр» не расположится в охранной зоне и будет находится дальше 9 км от исторического центра города, от Исаакиевского собора.
«Даже если проект сохранит высоту, то он, конечно, будет виден с набережных, - считает Карпов, - но не будет доминировать, не будет агрессивно вторгаться в городскую среду». По его словам, сейчас его организация не будет заниматься проверками и экспертизами того, как башня в Лахте будет видна из той или иной точки Петербурга. Этим займется КГА, который, благодаря скандалу со строительством на Охте, располагает большим опытом подобной работы.
Такое единодушие бывших противников «Газоскреба» может вызвать негативную реакцию у многих «системных» противников местной и федеральной власти (с последней сильно ассоциируется основной инвестор проекта - «Газпром»), для которых «Охта центр» был едва ли не главным козырем в политической борьбе против губернатора и «федералов», «насаждающих» в Петербурге свои порядки. Выступлениям против «Охта центра» были посвящены многие акции, пресс-конференции, круглые столы и митинги оппозиции. Сместив проект строительства на несколько километров на север «Газпром», желая того или нет, в предверии парламентских и президентских выборов, а также переназначения губернатора, которые должны состояться в ближайший год, разрешил многолетнюю политическую пробелму северной столицы.
Правда, по мнению все того же Рыбакова, выбор нового места под «Газпром-сити», удовлетворяющего многих оппозиционеров, никак не связан с грядущими политическими баталиями. Скорее всего, «Газпрому» просто не хотелось и уходить с проектом башни из города, и не нагнетать ситуацию с попытками «разрезать "Газоскребом" небесную линию. Хотя проблемы у "Газпрома" все же могут возникнуть. Как признались многие собеседники, они даже не догадываются, что из себя представляет купленный корпорацией участок. Кроме того, необходимо оценить историческую значимость местности. Известно лишь, что найденые в Лахте поселения древних людей возникли свыше трех тысяч лет назад. Если в результате раскопок строители наткнутся на новые артефакты, это опять вызовет споры и протесты, а "Газпром" рискует стать регулярным спонсором археологов. Кстати, в Лахте уже была найдена стоянка доисторического человека, обнаружено большое количество каменных орудий, наконечников для стрел, скребков, резцов и так далее.
Более того, ивестно, что уже в пятнадцатом веке нашей эры там находилось русское селение, позже захваченное Швецией, и подвергшееся насильственной финнизации. Правда, уже при Петре Первом село удалось отбить у скандинавов и вернуть в России. Кстати, именно с Петром связана одна из главных местных легенд. Якобы именно в Лахте первый русский император, спасая тонущих моряков, простудился и спустя несколько месяцев умер. Так что "Газпрому" стоит получше ознакомиться с лахтинской историей.
Константин Петров
| |