|
Обосновавшийся в Театральном центре «Пасека» Киево-Могилянской академии театр «Открытый взгляд» представил спектакль «Наташина мечта» по одноименной пьесе надежды молодой российской драматургии Ярославы Пулинович. По мнению ЮЛИИ БЕНТИ, ведущий актер театра Станислав Жирков, дебютировавший «Наташиной мечтой» как постановщик, дает повод поверить в молодую украинскую режиссуру.
Едва в Киеве завершился Международный смотр молодой украинской театральной режиссуры (см. Ъ от 4 марта), внешне напоминавший скорее тихие семейные посиделки, нежели событие государственного культурного значения, как один из столичных молодежных театров «Открытый взгляд», вовсе не заявленный в шорт-листе смотра, показал спектакль, имеющий все шансы претендовать на фестивальные победы. В «Наташиной мечте» удачно сошлось все: отчаянные драматические монологи писательницы из Екатеринбурга Ярославы Пулинович и режиссура дебютанта Станислава Жиркова, виртуозные актерские работы Анны Веселовой и Елены Шверк и лаконичные, попадающие в «десятку» сценография и звуковое оформление Дмитрия Солодкого.
Надо сказать, для театра «Открытый взгляд» свежая премьера - либо исключение, за которым последует возвращение в привычную колею, либо сигнал о резком репертуарном повороте, либо свидетельство счастливого выхода из первого творческого кризиса. Можно только порадоваться, что произошло это на третьем году работы театра, а не, скажем, на десятом. «Открытый взгляд», в общем-то,-- театр семейного типа: инициатором его создания стала молодой режиссер Ксения Ромашенко, а ее муж, артист комического плана Станислав Жирков стал ведущим актером труппы. До сих пор все спектакли здесь ставились исключительно госпожой Ромашенко, и «Наташина мечта» Станислава Жиркова нарушила эту режиссерскую монополию, заметно освежив постановочный стиль театра. Закрепят тренд в апреле премьерой другого режиссера-дебютанта - Винсента Меттеля, работающего над пьесой «Гуппи» Василия Сигарева.
«Наташина мечта» - это переплетение двух монологов, рисующих абсолютный и окончательный крах подростковых иллюзий, причем исходные данные героинь в конечном счете не имеют никакого значения. Одна из девчонок - 16-летняя Наташа Банина (Анна Веселова), ершистая и неотесанная гроза детдома, мечтающая когда-нибудь услышать в свой адрес «Наташа, ты реально самая клевая девочка на земле, выходи за меня замуж» и повторяющая этот нехитрый текст, как мантру. Вторая, Наташа Верникова (Елена Шверк) - единственная дочь заботливых и обеспеченных родителей, добивается всего желаемого, но каждая из ее жизненных побед горчит предательством. Мечтают они, конечно, об одном и том же, но в первом случае мечту убивают раскормленные фантазии, а во втором - компромисс с совестью.
Достоверно сыграть подростковую трагедию взрослым актерам едва ли под силу, но обеим «Наташам» это чудом удается - с помощью интонации и пластики, в которых скрывается множество режиссерских озарений. Прожектор по очереди выделяет фигуры из мрака, и они проживают один из жизненных эпизодов. Партнерами актрис на сцене выступают выставленные в стройный ряд пары обуви (лучше и не придумаешь сказать о людях, крепко стоящих на земле) и безликая двухъярусная кровать. Но чем ближе к финалу, тем чаще героини включаются в истории друг друга, чтобы в конце концов сцепиться в железных объятиях. Буквальных сюжетных пересечений в монологах нет, но есть единство более высокого порядка. Потому как у героинь и мечта одна на двоих, и ее безнадежная неосуществимость тоже.
| |