|
Горючее, производящееся на белорусских нефтеперерабатывающих заводах, качественнее топлива, производящегося в Украине.
Такое мнение эксклюзивно для UBR.UA высказал директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
«Сегодня все топливо, которое производится в Беларуси, выставляется на электронные торги, в которых участвуют несколько десятков компаний, в том числе и международных трейдеров. Каждый желающий, заплатив определенный взнос, может принять участие в этих торгах. То есть это открытая биржа, лучше которой никто ничего еще не придумал, поэтому говорить о том, что идет какой-то демпинг - бессмысленно. Если бы присутствовали какие-то точечные вливания дешевого топлива на территорию Украины - тогда да, но такого не происходит. Например, тот же французский Total свободно конкурирует с нашим "ОККО" или "ГАЛ-Нафтогазом". Кто дает больше цену, тот и получает это белорусское топливо», - пояснил Куюн.
По его словам, недовольство украинских нефтепереработчиков объясняется тем, что Мозырский НПЗ расположен очень близко к украинской границе, а значит транспортировать белорусское топливо в Украину сравнительно недорого.
«Но надо понимать, что расположение Мозырского НПЗ - это продукт еще советской системы планирования. Этот завод рассчитан именно на то, чтобы снабжать топливом часть Украины, точно так же как наш Лисичанский НПЗ был спроектирован для того, чтобы снабжать бензином южные области России», - рассказал Куюн.
По мнению эксперта, помимо логистического преимущества Мозырский НПЗ и технологически выигрывает у украинских НПЗ.
«Наш Лисичанский нефтеперерабатывающий завод с момента его приватизации, то есть с 1999 года, порядка 0,5 млрд долларов инвестиций, в то время как белорусский Мозырский НПЗ освоил уже 1 млрд долларов. Поэтому у них и выше глубина переработки, и выше качество горючего. Если Лисичанск производить сегодня бензин Евро-3, то белорусы производят уже бензин и топливо Евро-5. Поэтому нечего удивляться, что на их продукт есть спрос. И демпинг тут не при чем, ведь как может Евро-3 стоить дороже Евро-5?», - подчеркнул Куюн.
Как сообщалось ранее, украинские нефтепереработчики обвиняют белорусские НПЗ в недобросовестной конкуренции и ценовом демпинге за счет получения дешевой нефти из России. В Беларуси считают такие заявления «удивительными».
«Мы с коллегами много обсуждали эту удивительную тему. Обратите внимание, все приводят в пример 2010 год, который как раз выдался для нас очень сложным. Начались поставки российской нефти с пошлиной, альтернативные поступления из Венесуэлы. По итогам прошлого года наша прибыль составила 30 млн долл. А ведь раньше мы работали в более комфортных условиях, закупая нефть до 2007 года вообще без пошлин по внутренним ценам России. Тогда почему-то это никого в Украине не волновало! И, на мой взгляд, потому что украинский рынок был переполнен некачественным топливом, "бодяжили" много, наш бензин А-92 продавался зачастую как А-95. Это было время низкокачественной продукции, соответственно, и низких цен. Заметьте, тогда украинские НПЗ покупали нефть по мировым ценам, и их все устраивало», - заявил директор белорусского ОАО «Мозырский НПЗ» Анатолий Куприянов в интервью ZN.UA.
По словам А.Куприянова, сегодня, когда цены крайне высоки, «мы имеем в корзине переработки дорогие сорта нефти, платим российскую экспортную пошлину на нефтепродукты, - начинаются какие-то разговоры о демпинге со стороны Беларуси».
При этом А.Куприянов подчеркнул, что все объемы производимых Мозырским НПЗ нефтепродуктов реализуются через открытые электронные торги с участием десятков компаний из СНГ и Европы.
«О каком демпинге может идти речь? Иногда просто смешно, ведь некоторым нашим конкурентам, похоже, уже не нравится само географическое положение Мозырского НПЗ, который ближе к Киеву, чем украинские НПЗ», - отметил он.
| |