|
В мультипликационном фильме «Тайна красной планеты» внук Герберта Уэллса противопоставляет марсианскому мужененавистническому режиму традиционные семейные ценности.
Дети на Марсе появляются раз в 25 лет - они прорастают на грядках. Их тут же сортируют: мальчиков выбрасывают на помойку, девочек отдают роботам-няням. Чтобы запрограммировать роботов на эффективное воспитание потомства, приходится каждый раз похищать с Земли маму (в данном случае - Джоан Кьюсак) из числа тех, что способны заставить сына (Сет Грин) выбросить мусор. Однако воспитанный земной матерью-героиней парень оказывается не так прост и отправляется на поиски родительницы прямо на пресловутую красную планету.
С педагогическими навыками на радикально феминизированном Марсе беда - неужели авторы хотят сказать, что без домашнего очага женщинам с воспитанием не справиться?
Уже славно, но дальше - больше. За банальную уфологическую завязку про воровской визит НЛО режиссер Саймон Уэллс (внук великого Герберта Уэллса) спрятал удивительный для диснеевского продукта социополитический анекдот. На Марсе все-таки есть жизнь, но она не кипит, а мрачно тлеет. Под поверхностью в коридорах и гигантоманских залах марсианского технограда маршируют стройными рядами марсиане, точнее марсианки. С огромных экранов к женским массам обращается Управляющая - старая карга с железной хваткой.
Уровнем ниже - свалка: горят мусороперерабатывающие реакторы, приплясывают первобытные марсианские растафарианцы - это как раз марсианские мужики.
Вылавливать недетские подтексты и намеки в детских мультфильмах - презабавное занятие. «Тайна красной планеты» - образцовый полигон для подобного веселья. Невесть как оказавшийся на Марсе (учитывая здешний матриархат, догадаться, впрочем, несложно) землянин-подпольщик (Дэн Фоглер) мнит себя агентом миссии по противостоянию марсианской коммунистической заразе: «Ты слышал, что Марс называют Красной планетой?» - привет политическим аллюзиям в фантастике времен Холодной войны.
В соответствии с современным геополитическим раскладом, тоталитарный марсианский режим подается в азиатской версии.
По жесткости это скорее Северная Корея: несанкционированная куча-мала подлежит разгону, единственный пример неповиновения режиму - неизвестный террорист, бомбящий (буквально) серые стены граффити с хипповским уклоном. Хорошо хоть мужское население не жгут за ненадобностью вместе с мусором. По уровню технологий - все же Китай.
Впрочем, пугаться родителям не стоит: занимательная политология, равно как и разбросанные цитаты (от «Звездных войн» до «Матрицы»), это, скорее, для взрослых, чтобы не заскучали. Для детей - бодрая череда трехмерных погонь с моралью про важность семьи: да, мамы заставляют выносить мусор и есть брокколи, но без маломальского порядка не будет завтраков, игрушек, объятий и сказок на ночь. Автор: Владимир Лященко
| |