|
Первая выставка художника-авангардиста Александра Лабаса открылась в Третьяковской галерее. Она посвящена 110-летию со дня рождения художника.
Ольга Бескина-Лабас первый раз видит «Электрическую Венеру». Самую знаменитую скульптуру своего дяди - художника Александра Лабаса.
- Какие у нее замечательные волосики из проводов, причем, проводов таких стареньких, ненастоящих.
«Электрическую Венеру» Александр Лабас сделал в 1930-м. Для сельскохозяйственной выставки в Минске. Скульптура была утрачена почти сразу. Ее восстановили специально для экспозиции в Третьяковской галерее.
- Вот мы имели буквально две фотографии, разных ракурсов. Больше ничего не было, только угадывалось.
Четырехметровая скульптура из дерева, стекла и металла и еще 150 картин - на выставке художника-авангардиста Александра Лабаса. Выпускник Строгановки и ВХУТЕМАСа, ученик Кандинского, Малевича, Кончаловского, его живописные работы долгие годы были запрещёнными в СССР.
«Наступает эпоха гонения формалистов. К тому времени он представляет советскую живопись во Франции, Париже, Нью-Йорке, на Биеннале», - рассказывает куратор выставки Любовь Пчелкина.
В машине, в метро, в электричке - они все о техническом прогрессе. Вот - «Город будущего»: высокие башни, огромные мосты и человек в небе на механических крыльях. Рядом «Полет на Луну», а это уже на Земле - жизнь в розовом цвете, дети любуются дирижаблем.
«Это радость встречи новой цивилизации, нового века и надежда на то, что вот эти все изобретения человечества, все эти машины, которые даруют ему новые скорости, очень быстро перенесут на своих крыльях в светлое завтра», - считает куратор выставки.
Александр Лабас преподавал во ВХУТЕМАСе, в физической лаборатории. Исследовал законы цвета. И «играл» с ним на практике. Как сам говорил: «стремился передать внутренний пульс современного города, его романтику, поэзию». Переполненные трамваи и автобусы, яркие, но слегка размытые - на картине «Вечер в городе». А это «Первый паровоз на Турксибе» - словно образ машины, тоже не прорисован четко.
«Для него главное - передать момент стремления вперед. И хотя он не прописывает детали, эти механизмы и этих людей мы все равно с вами ощущаем. Ощущаем вот эту скорость, ощущаем их воодушевление по этому поводу», - поясняет Любовь Пчелкина.
«На скорости XX века» - первая выставка Александра Лабаса в Третьяковской галерее. Экспозиция, посвящённая 110-летию со дня рождения художника, продлится до конца мая.
| |