|
Польский экспериментальный театр считается одним из лучших в Европе. Театр «Komuna/Warszawa» объездил с гастролями многие страны мира, но в российской столице - впервые. Польская арт-группа показала на Киевском вокзале спектакль «Железнодорожная опера».
Спектакль «Железнодорожная опера» - акция на стыке драматического театра, визуального искусства и пластического перфоманса. О людях-путешественниках, которые проводят немалую часть жизни в дороге, а значит и в отстраненном созерцании мира как внешнего, так и внутреннего. Место действия - не традиционная сцена, а Киевский вокзал.
Участники - польская арт-группа с анархистскими корнями «Komuna/Warszawa». Группа существует уже 20 лет и активно участвует в творческой и политической жизни, взрывая закоснелую общественность провокационными акциями. Так, занятия театром не помешали вдохновителю «Komuna/Warszawa» Гжегожу Лящуку баллотироваться в Варшавскую думу от партии «зеленых».
«Мы довольно часто даем театральные представления в разных частях города, на улицах. Но именно это представление посвящено вокзалам, потому что вокзалы - это место такого движения человека и его одиночества», - пояснил Гжегож Лящук, руководитель арт-группы «Komuna/Warszawa».
Еще один участник представления - российский «Liquid Theatre», работающий в жанре site-specific. С польской группой российские актеры встретились впервые.
«Интересно же общаться с людьми, у которых совершенно иной взгляд на искусство. Если "Коммуна/ Варшава" - у них все концептуально, концепция впереди всего, то у нас, в основном, эмоциональный импульс. И вот этот лед и пламень. Мы попытались что-то так вместе сделать», - говорит режиссер театра «Liquid Theatre» Алексей Жеребцов.
Саундтрек «Железнодорожной оперы» рождается прямо на глазах у зрителей силами композиторов, музыкантов и певцов. Нотная партитура бежит на мониторах - под натиском шумовой атаки вокзальной жизни. Объявления об отправлении-прибытии поездов, разговоры пассажиров, железнодорожные «шепоты и шорохи». Зритель слышит все это многообразие через наушники. Становится наблюдателем и персонажем, отправляясь в свое индустриальное, экзистенциальное путешествие. И каждый здесь - гость, заброшенный в чуждый и нелепый мир бесконечной суеты и ожидания.
По законам жанра уличных театров спектакль творится здесь и сейчас - в урбанистических декорациях. Рядом с перформерами, действующими персонажами становятся случайные пассажиры с вещами, и даже - животные. Анархия взаимопроникновения театра и жизни поистине безгранична. И где начинается театр, а где - жизнь разобраться невозможно. Да и не нужно. Главное - это их встреча.
«Мне кажется, их задача заключается в том, чтобы показать нам, городским жителям, автоматизм нашего существования. Чтобы мы взорвали этот автоматизм. Показать, как обыденность может прорастать искусством, и о том, что искусство всегда рядом. Достаточно оглянуться по сторонам», - считает Елена Ковальская, театральный критик, куратор программы «Польский театр в Москве».
Премьера «Железнодорожной оперы» была сыграна на вокзале в Варшаве, откуда отправляются поезда в Москву. И не случайно, что Киевский вокзал стал местом проведения перфоманса. Следующая остановка - пока не определена. Но «Железнодорожную оперу» каждый пассажир-зритель может разыграть в собственном воображении. Стоит только оторваться от реальности и вспомнить про «жизнь - театр, и про людей - актеров».
| |