|
Печальное известие: скончался Виталий Вульф - известный телеведущий, искусствовед, писатель, переводчик. Соболезнования его близким направил Дмитрий Медведев. В телеграмме говорится, что Виталий Вульф был «разносторонне одаренным и блестяще образованным человеком, который воплотил в жизнь немало крупных просветительских проектов».
Владимир Путин в телеграмме соболезнований отметил, что «навсегда сохранится добрая память об этом замечательном человеке, настоящем интеллигенте и подвижнике». В последние годы Виталий Вульф возглавлял радио «Культура». И там - так же как в своей знаменитой телепередаче «Мой серебряный шар» - дарил миллионам едва ли не личное знакомство с великими людьми искусства.
Его «Серебряный шар» возник, по его же словам, из ничего: шутка в ответ на просьбу Владислава Листьева дать название передаче в начале 90-х. Вертел в руках металлический шарик, отсюда - ощущения, ассоциации. Вышло, что называется, «по Фрейду»: «Серебряный шар» - Серебряный век. Виталий Вульф - словно оттуда, с узнаваемой, запоминающейся манерой говорить, грассируя, как Вертинский.
«Когда уходят такие люди, уходит пласт атмосферы, энергетики времени», - отмечает народная артистка РСФСР Алла Демидова.
О себе он рассказывал так: бакинский мальчик из семьи преуспевающего адвоката и преподавательницы русского языка. Хотел стать актером, но по настоянию отца поступил на юрфак. Затем - в эпоху антисемитизма - отказ в работе, отказ в аспирантуре. Выручает приятель Мераб Мамардашвили, зовет в свой отдел и предлагает исследовать американский театр. Конечно же, не в чистом виде - «Театр и общественно-политическая реальность».
C подачи Олега Ефремова он переводит пьесы лучших американских драматургов Теннеси, Олби, О`Нила. Их начинают ставить. Вульф защищает докторскую, уезжает профессором в Америку. Через два года не выдерживает, возвращается: не могу без Москвы, без друзей.
«Я как-то прочел у Немировича-Данченко в одном из писем, которые он написал в годы войны своему секретарю, - рассказывал заслуженный деятель искусств РФ Виталий Вульф. - Он написал, что прожил 5 или 6 жизней. Я подумал - а сколько же я прожил за свою долгую жизнь? Много. Очень разных».
Главным, как он категорично определял, всегда была страсть к театру. И, рассказывая о себе, не удерживался - переходил к героям. Их у него было не меньше 240 - по количеству передач - от живых классиков до начинающих артистов.
«Он в этот последний год все, что приходило ему в голову, старался реализовать сразу же, потому что был болен, - рассказывает актер Даниил Страхов. - И спасибо ему за все, что он сделал для меня».
«Он был большой мой друг, друг семьи, человек, с которым можно было поговорить и об искусстве, и о театре, обо всем», - продолжает народный артист СССР, балетмейстер Юрий Григорович.
Дружил он и с легендарной Ангелиной Степановой, которая однажды закончила концерт по его предложению тогда мало кому известными стихами Анны Ахматовой: «Я пью за разоренный дом. За злую жизнь мою. За одиночество вдвоем. И за тебя я пью. За ложь меня предавших губ, За мертвый холод глаз. За то, что мир жесток и груб. За то, что Бог не спас».
Он умел - как никто - восхититься талантом. Умел заворожить. Рассказать доверительно, даже интимно, но без пошлости. С уважением - к себе, героям и зрителям.
| |