|
Созданный российскими учеными искусственный туман позволит потушить горящую квартиру, не заходя в нее и не залив соседей снизу, а также остановить лесной пожары или облако ядохимикатов.
О секретах новой пожарной техники с авторами инновационной разработки - профессором кафедры пожарной техники Академии государственной противопожарной службы МЧС России, полковником внутренней службы Владимиром Роенко и замначальника отдела организации научных исследований и научной информации, полковником внутренней службы Виктором Пряничниковым беседовал Артем Токарев.
- Расскажите, пожалуйста, чем ваша пожарная система эффективнее тех, которые применяются?
- В.Р.: Нынешняя пожарная техника такова, что в лучшем случае непосредственно для тушения огня используется до 10% воды, а оставшиеся 90% проливаются впустую.
При тушении температурно-активированной водой (так по-научному называется «туман») все наоборот: 90% воды используется по назначению, и при этом она не утекает, а висит облаком тумана течение почти 40 минут.
Таким образом, наш метод позволяет расходовать в 10 раз меньше воды при тушении на открытом воздухе и в 50-100 раз меньше воды при тушении в закрытом помещении.
- А вот конкретный вопрос: допустим, горит квартира. Как ваша система будет работать?
- Если горит квартира, то пожарным даже не надо вскрывать дверь, достаточно выбить глазок, вставить туда специальную «пику» - наконечник, с диаметром сопла около пяти миллиметров. Этого будет достаточно для образования тумана.
Важно и то, что в этом тумане может свободно находиться человек. Огонь можно погасить и, закачав в помещение азот, но что станет с человеком, оказавшимся в такой среде?
Вообще, мы называем нашу машину многофункциональной. Можно, например, поставить плотную завесу тумана на пути отравляющих веществ, аммиака или хлора. В случае лесного пожара можно на его пути создать искусственные облака - они как следует намочат лес, что значительно затруднит распространения огня, будь то верховой пожар или низовой.
- Расскажите, пожалуйста об истории создания машины.
Рассказывает один из авторов - установки доцент кафедры пожарной техники Виктор Пряничников:
- В.П.: Идея использовать свойства температурно-активированной воды появилась у нас на кафедре пожарной техники еще в 90-е годы.
В 1992 году мы создали первую термоустановку - теплообменник. Поначалу система, собранная из подручных средств, размещалась у нас в кузове обычной «ГАЗели», она была длиной около трех метров и диаметром около двух, выглядела, конечно, грубовато, но именно тогда мы доказали, что наша технология принципиально работает.
В 1996 году мы создаем уже машину на базе КамАЗа, причем, не потратив ни копейки государственных денег, а зарабатывая самостоятельно. Кстати, наш «туман» имеет немало интересных свойств, например, удаляет грязь без моющих средств. Причем «грязь» - это «пятна на ткани», а машинное масло и мазут..
Первую машину, мы эксплуатировали в течение пяти лет, сожгли семь теплообменников, прежде чем опередлили из каких материалов его лучше делать. В создании машины большую помощь нам оказал начальник Академии ГПС МЧС России генерал-полковник внутренней службы Иван Тетерин.
- Как устроена ваша машина?
- В.Р.: Изюминка - устройство теплообменника, которое, собственно, и производит температурно-активированную воду - рукотворный туман. Ростехнадзор дал этому устройству определение «экономайзер».
Внешне это цилиндр, весом около 860 килограммов, длиной около трех метров и диаметром вместе с кожухом около 700 миллиметров. Внутри система чем-то напоминает родной наш самогонный аппарат - в процессе преобразования не обойтись без змеевика.
База для установки экономайзера принципиального значения не имеет. Мы их монтируем на шасси КамАЗа, но это может быть и Урал, и ЗИЛ, и любая другая машина. Это не принципиально.
Окончательная сборка происходит у нас на заводе пожарной техники в Мытищах, а вообще, в создании самих теплообменников задействовано множество предприятий, в том числе и тех, которые занимаются выпуском оборудования для АЭС.
Рабочий пожарный рукав имеет диаметр больше 50 миллиметров, экономайзеру для подачи нашей воды достаточно шланга в 16 мм (не рукава, а именно шланга). Кстати конструкция шланга и насадок - это наше ноу-хау.
Кроме того, при тушении обычным способом есть сильная отдача, поэтому ствол пожарного рукава надо держать двумя руками, да еще сзади для подстраховки иногда нужен человек, а здесь отдача - нулевая. Таким шлангом можно управлять одной рукой и безо всяких усилий.
В машине установлена довольно сложная современная автоматика, работать на ней могут лишь специально обученные профессионалы, что, впрочем, сегодня для специалистов МЧС - обычное дело: кабины иных зарубежных пожарных машин напоминают пульт управления космическим кораблем. Здесь все же попроще.
- А Вам известны планы МЧС?
- В.Р.: Машина официально принята для снабжения подразделений МЧС в мае этого года.
Сейчас на вооружении у пожарных есть две таких машины. Одна в подмосковном Реутове, в спецчасти, а иногда ее используют и для тушения пожаров в Москве. Вторая вот-вот сойдет с конвейера и в самом скором времени отправится в Липецк .
Изначально речь шла о том, чтобы в этом году МЧС получило десять таких машин, однако пресловутый мировой финансовый кризис несколько изменил эти планы. Каков будет заказ министерства на следующий год пока сказать сложно.
В идеале такая машина для начала должна попасть в каждый из семи Региональных центров МЧС России, потом - в каждый субъект федерации, и, на последнем этапе, хорошо бы иметь по одной такой машине на каждом опасном предприятии.
Чтобы, к примеру, «перекрыть» такой мегаполис как Москва надо порядка двух-трех десятков таких машин. При таких расчетах объем только внутренних заказов министерства оценивается примерно в 300 машин.
Сейчас есть предварительное решение использовать нашу технологию для противопожарной защиты объектов саммита АТЭС-2012, который пройдет на острове Русский. Роскосмос признает, что это наиболее передовая технология пожаротушения, которая может быть использована, в том числе, при защите космодромов.
- Как это работает?
- В.Р.: Горячая вода лучше подходит для тушения пожаров. Это специалисты выяснили еще в начале прошлого века. Тогда кипятком заливали горящую нефть. Однако такая технология для человека была чревата серьезными травмами, причем как от огня, так и от кипящей воды.
Технология приготовления такой воды проста - ее нагревают до закипания, то есть она становится «перегретая» и после этого вода доставляется до очага огня. А вот наша вода является, наоборот, «недогретой».
Наша вода закипает мгновенно, когда попадает в атмосферу, но не за счет высокой температуры, а за счет разности давления. В нашей установке она нагревается до 160-210°С под давлением 130-200 атмосфер, а когда, наконец, выходит из распылителя, давление мгновенно падает до 1 атмосферы
Вскипающая таким образом вода - уже используется в атомной и гидро-энергетике. Правда, атомщиков, интересовал этот процесс, больше с точки зрения резкого сброса давления в контуре атомного реактора, а тех, кто занимался турбинами для ГЭС - момент максимальной силы, для воздействия на турбину. А мы первые, кто придумал, как использовать эту воду для пожаротушения.
- А почему «туман» так эффективно тушит пожары?
- В.Р.: Из курса школьной химии, все знают, что горение - это реакция окисления, то есть соединение кислорода с горючим веществом.
Туман тушит огонь потому, что мельчайшие капли воды размером от 1 до 10 микрон «цепляют» частицы горючего вещества вместо кислорода - они замещают собой кислород и горение прекращается.
- Частицы воды очень малы, это что нанотехнологии?
- В.Р.: Да, мы берем на себя «наглость» утверждать, что это - нанотехнологии. Вообще большинство обывателей считают, что нанотехнологии - это технологии, которые относятся к размерам частиц от 1 до 100 нанометров.
Мы не укладываемся по этому признаку - у нас размер частиц от 1 до 10 микрон. Но почему мы утверждаем, что это нанотехнологии?
Если внимательно разобраться, то станет понятно, что сейчас о нанотехнологии говорят не как о мельчайших частицах, а как об изменении свойств материала, за счет изменения его структуры. Мы меняем структуру воды и получаем ее новые свойства. Кстати, не все свойства такой воды изучены, нам многое еще предстоит изучить.
- Вам известно о планах поставки за рубеж?
- В.Р.: Кроме вездесущих китайцев нашей новой машиной заинтересовались Белоруссия и Казахстан. Пока речь шла поставке двух наших образцов в пожарный гарнизон Астаны.
Белорусы предлагают кооперацию. Им бы хотелось, чтобы машина была сделана на базе автомобиля МАЗ, что вполне понятно - использование собственных шасси удешевит процесс. Наш модуль универсальный, его можно поставить на любую машину. Так что серьезных технических проблем у нас, я думаю, не возникнет.
- А сколько стоит такая машина?
- В.Р: Стоимость такой машины будет зависеть от многих параметров, однако в среднем одна такая машина может обойтись в пару десятком миллионов рублей. В любом случае, это дешевле импортных пожарных машин, использующих для тушения обычную воду.
| |