Глава МИД России Сергей Лавров дал интервью японскому телеканалу NHK, заявив, что Москва готова к диалогу с Токио по проблеме мирного договора. Эксперты отмечают, что решение Японии в условиях нынешней катастрофы принять помощь от России улучшает психологический фон для будущих переговоров.
«Что касается территориальной проблемы, то мы готовы продолжать диалог по мирному договору. Мы в этом очень заинтересованы», - сказал Лавров в интервью японской телекомпании NHK, передает «Интерфакс».
Напомним, что накануне Лавров посетил японское посольство в Москве, возложил цветы к стене миссии и письменно выразил соболезнования японской стороне в связи с трагическими последствими недавнего землетрясения и цунами.
В беседе с японскими репортерами министр подчеркнул, что в Москве хотят, чтобы мирный договор был всеобъемлющим и отражал, в том числе, «задачи, которые в будущем Россия и Япония будут решать совместно как в двустороннем плане, так и в вопросах безопасности, которые становятся все более актуальными».
«Конечно же, такой диалог и переговоры возможны только на основе, исключающей какие-либо односторонние условия и односторонние толкования исторических фактов. Безусловно, и об этом договорились наши руководители - диалог нужно вести спокойно, без эмоций, не допуская ультимативных требований», - отметил он.
В то же время Лавров указал, что в Японии часто звучат радикальные требования со стороны различных организаций, в том числе тех, которые финансируются правительством. «Когда эти радикальные экстремистские взгляды разделяются японским руководством, диалог, конечно же, невозможен», - уверен он.
«Если мы будем следовать принципиальным договоренностям о создании необходимой атмосферы, об отказе от поощрения экстремистских и радикальных требований и действий, подобных сжиганию российского флага представителями японских экстремистских организаций, такой диалог, думаю, вполне возможен», - добавил Лавров.
Министр подчеркнул, что российская позиция основывается на незыблемости итогов Второй мировой войны. «Тема итогов Второй мировой войны ставилась японскими соседями на протяжении практически всего послевоенного диалога. Российский подход заключается в том, что эти итоги, повторяю, не подлежат пересмотру. К сожалению, у наших японских соседей иной взгляд на вещи», - отметил он.
«Если мы хотим двигаться вперед, то должны в качестве первого шага признать итоги Второй мировой войны, как это зафиксировано в Уставе Организации Объединенных Наций» - заявил Лавров.
Он напомнил, что итоги Второй мировой войны были сопряжены с территориальными изменениями. Державы-победительницы договаривались между собой, а потом эти договоренности были закреплены в Уставе ООН.
«C Германией, например, эта тема перестала существовать. Эта страна безоговорочно признала итоги Второй мировой войны, и в 1990 году соответствующий договор между тогда еще Советским Союзом и Германией был подписан, и никто не подвергает какому-либо сомнению итоги Второй мировой войны на Западе», - сказал глава МИД России.
«Я очень рассчитываю, что признание этого факта состоится и на восточных границах Российской Федерации, что, повторю, позволит продолжить разговор о мирном договоре без каких-либо односторонних требований и односторонних толкований исторических факторов. Мы к этому готовы, но для этого, конечно же, нужна взаимность, нужна соответствующая атмосфера, которая настраивала бы общественное мнение обеих стран на доброжелательное отношение друг к другу, а не стимулировала бы экстремистские и радикальные проявления, которые ни вам, ни нам радости не доставляют», - отметил он.
Наш внутренний маршрут
Что касается нашумевших в Японии визитов российских государственных деятелей на Курильские острова, то они являются исключительно внутренним делом России, заявил Лавров. «Что касается посещения в принципе, то это наше неотъемлемое право и сугубо внутреннее дело. На этот счет мы ни с кем не будем советоваться», - заявил он NHK.
«Тем более, не будем следовать чьим-либо рекомендациям, куда ездить президенту России в своей собственной стране», - добавил министр, передает РИА «Новости».
Он напомнил, что во время посещения острова Кунашир президентом России Дмитрием Медведевым в минувшем ноябре им была проведена инспекция состояния дел по выполнению решений о развитии социально-экономической базы островов, их инфраструктуры, решения других имеющихся проблем. «Эти задачи заложены в Федеральную целевую программу социально-экономического развития Курильских островов, рассчитанную до 2015 года», - подчеркнул Лавров.
«По итогам поездки президент дал поручения, для реализации которых на Курильские острова, включая острова Южно-Курильской гряды, приезжал один из членов правительства РФ, отвечающих за экономический блок», - сказал министр. Он добавил, что также острова посетил министр обороны Анатолий Сердюков, так как Курильские острова являются российской пограничной территорией, и России важно, чтобы ее границы надежно охранялись.
Кроме того, Лавров заявил, что сам несколько лет назад посещал острова, где «почувствовал искренний интерес курильчан к дружбе с японскими соседями».
«Люди заинтересованы в общении, они хотят получать взаимную выгоду от торговли, от других форм экономического сотрудничества, от культурного общения, обмена делегациями. Мы по-прежнему выступаем за то, чтобы не было каких-либо ограничений при перемещении людей между Японией и всеми Курильскими островами», - подчеркнул министр.
Приняли помощь не у всех
Живущий в Японии с 1995 года, профессор университета Такусёку (Токио) ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Василий Молодяков отмечает в интервью газете ВЗГЛЯД, что в Стране восходящего солнца высоко оценили помощь, которую предложила Россия, в частности - прибытие десанта МЧС для спасения людей, остающихся под завалами в зоне бедствия.
«Отрадно, что Россия одной из первых предложила Японии конкретную помощь, что было действительно высоко оценено здесь, - заметил Молодяков. - Отрадно, что Япония приняла эту помощь - а она принимает ее далеко не от каждой страны - и что японский премьер поблагодарил за нее российского президента. Думаю, во время этого разговора Наото Кан не вспоминал, что всего месяц назад назвал визит своего собеседника на Южные Курилы "непозволительной грубостью". Думаю, что Дмитрий Медведев не напоминал ему об этом - не до того сейчас».
Молодяков, однако, полагает, что внешнеполитические установки Токио не изменятся после нынешних катастрофических событий, однако может измениться психологический фон для диалога с Москвой.
«Когда последствия общими усилиями будут ликвидированы, то дипломаты вернутся за стол переговоров о мирном договоре, об итогах Второй мировой войны и, неизбежно, о "территориальном вопросе". Не думаю, что укорененные годами позиции сторон принципиально изменятся, но надеюсь, что атмосфера хоть немного потеплеет, - полагает профессор. - Как ни цинично могут прозвучать мои слова, но случившуюся беду надо постараться использовать к общей пользе. Для реального создания той самой "атмосферы доверия", от которой было сказано столько хороших слов».
Впрочем, как оговаривается Молодяк, и тогда останутся отморозки, оскверняющие российские флаги, или злорадные интернет-анонимы, пищущие, что «япошкам теперь не до Курил». «Но эти люди представляют только самих себя», - напоминает Молодяков.
Землетрясение в Японии: все новости