|
В Большом театре ждут назначения нового художественного руководителя балетной труппы. Это событие скорее всего прошло бы в штатном режиме, если бы не предшествовавший скандал с компроматом порнографического характера.
Обозреватель «Вестей ФМ» Анна Кочарова попыталась понять, кому было выгодно нанести удар по репутации Большого театра.
Балетные критики и поклонники Большого театра в шоке: кому понадобилось публиковать в сети материалы, компрометирующие теперь уже бывшего управляющего балетной труппой Геннадия Янина и таким образом разжигать скандал вокруг театра? Достоверность фотографий, понятное дело, не доказана. Но результат достигнут: Геннадий Янин, потенциально один из возможных кандидатов на пост худрука, написал заявление об уходе. Со вчерашнего дня это место занял Ян Годовский, также из числа танцовщиков театра. И все это в тот момент, когда руководство театра должно представить публике нового художественного руководителя балета. Бывший худрук Юрий Бурлака покинул свой пост по истечении контракта, и его уход, надо сказать, ни для кого неожиданностью не был.
Труппа Большого театра последние 6 лет живет сложно - основная сцена на ремонте. Но, тем не менее, театр выпускает премьеры, и балетные, и оперные. За эти годы произошли и важные кадровые перестановки: на посту музыкального руководителя Александра Ведерникова сменил сначала Леонид Десятников, а теперь и Василий Синайский. И вот теперь - смена худрука балета, ожидаемая, но важная. Последнее время балет Большого возглавлял Юрий Бурлака, который в силу своих творческих интересов взял курс на восстановление старых постановок. Обозреватель «Итогов» балетный критик Лейла Гучмазова называет период его руководства «безвременьем»:
«Не секрет ни для кого, что после Ратманского в балете был период безвременья. Ничего не смог балет предложить такого, что смогло бы вытащить его на определенный уровень. Назвать его даже периодом накапливания сил тоже язык не повернется. Какое это накапливание сил, когда балетный век так короток?»
Тем не менее, сегодня в афише театра - современные постановки, а в труппе - молодые и одаренные танцовщики, которые признаны во всем мире. Например, танцор Иван Васильев, который собирает залы не только в Москве и который считается чуть ли не самым высокооплачиваемым балетным танцором на сегодня. В том-то, наверное, и парадокс последних лет, что при всех недостатках худрука, балетная труппа театра в последние годы изменилась. Обозреватель «Коммерсанта» Татьяна Кузнецова считает, что балет Большого сегодня готов ко всему:
«Мне кажется, что репертуар театра сегодня достаточно разнообразен, в нем могут проявиться любые возможности артистов. Мне кажется, что труппа сейчас молодая, мобильная и готовая к разным свершениям».
Теперь перед руководством театра стоит самая сложная задача - найти нового художественного руководителя балета. Первоначально имя нового худрука планировали объявить сегодня. Однако в последний момент пресс-конференцию для журналистов перенесли на неопределенный срок. В качестве главного кандидата на этот пост называли Махара Вазиева, в прошлом руководителя балета Мариинки, ныне - главного балетмейстера «Ла Скала». Однако согласится ли Вазиев покинуть Милан, непонятно. Татьяна Кузнецова считает его наиболее желаемым кандидатом:
«Мне кажется, это фигура достаточно мощная и решительная в художественном отношении. Именно такой человек мог бы возглавить балет Большого театра».
Из-за скандала с Геннадием Яниным штатная ситуация - смена худрука балета - превратилась во внештатную. Считается, что интриги - якобы неотъемлемая часть жизни любого творческого коллектива. Но подобные технологии повергли в шок всех без исключения. Впрочем, можно не сомневаться, что, несмотря на это, решение о новом руководителе балета будет взвешенным и разумным. Ведь, как и раньше, в области балета, мы «впереди планеты всей».
| |