|
ЖЕНЕВА, 4 августа. На Большом адронном коллайдере (БАК) завершился один из экспериментов - LHCf. Этим сокращением обозначают детектор, предназначенный для регистрации нейтральных частиц, образующихся в протонных столкновениях.
Как сообщает Lenta.Ru, LHCf - это самый маленький из шести детекторов, установленных на БАК, при помощи которого физики регистрируют высокоэнергетические нейтральные частицы - фотоны, нейтроны и нейтральные пи-мезоны. Собранная на детекторе информация полезна, в первую очередь, астрофизикам, так как она позволит лучше понять, как ведут себя частицы в космических лучах.
Специалисты БАК извлекли детектор 20 июля - LHCf расположен так, что на него постоянно попадает огромное количество жесткого излучения, и материал детектора довольно быстро приходит в негодность. В 2009 и 2010 годах ученые собирали с детектора данные, полученные при энергии столкновения пучков 0,9 тераэлектронвольт, а с 30 марта по 19 июля 2010 года - при полной энергии столкновений 7 тераэлектронвольт.
Физики планируют в 2011 году установить на место извлеченного детектора более устойчивый к радиации вариант. Также ученые планируют получить данные с LHCf в 2013 году, когда коллайдер должен выйти на проектную мощность столкновений 14 тераэлектронвольт.
С помощью коллайдеров ученые пытаются воссоздать моменты после Большого взрыва, произошедшего почти 14 миллиардов лет назад, который, как они полагают, привел к возникновению Вселенной.
Большой адронный коллайдер производит ускорение двух вращающихся в противоположном направлении пучков тяжелых протонов. Столкновение этих пучков высвобождает достаточно энергии, чтобы имитировать в миниатюре условия, существовавшие в течение долей секунды после момента Большого Взрыва. Одной за главных задач коллайдера является получение бозона Хиггса - теоретически предсказанной элементарной частицы, которая отвечает за массу элементарных частиц.
Главным препятствием для стабильной работы БАК остается плохое качество электрических контактов в сверхпроводящих магнитах. Именно дефектный контакт в одном из магнитов стал причиной аварии 19 сентября 2008 года. В ходе последующего ремонта были заменены некоторые магниты, однако однако полностью проблему это не решило. Сейчас главным «узким местом» является плохое качество не самих контактов, а медных шин, к которым в месте контакта припаяны сверхпроводящие кабели.
| |