|
15 марта в Михайловском театре оперы и балета состоялась мировая премьера балета Nunc Dimittis испанского хореографа Начо Дуато, ставшего в этом году художественным руководителем балетной труппы театра.
Эту премьеру в Михайловском ждали все. В балетных кругах гадали - сможет ли традиционная классическая труппа за два с небольшим месяца овладеть радикальным стилем нового худрука. Вместо оркестра у Дуато камерный хор и все под колокольный звон.
«Я слышал, как здесь пел хор в "Иудейке". И подумал, а что, если использовать хоровое пение в балете. Потом за кулисами увидел колокола и решил все это объединить. Получилось мистическое произведение, где поют о боге, об Иисусе. Свет, льющийся сверху, напоминает освещение в соборе», - рассказывает хореограф-постановщик Начо Дуато.
На премьеру приехал давний партнер Дуато - дирижер Педро Алькальде, тоже испанец. В музыкальной партитуре - фрагмент Берлинской мессы Пярта, молитва «Благодарение Господу» и точный текст Всенощной. Семь минут хор поет без сопровождения органа.
«Надо найти театры, чтобы спеть, как просит испанец. Он просит без вибрации, все гладко, идеально, чисто», - поясняет главный хормейстер хора Михайловского театра Владимир Столповских.
Колокольную музыку написал Давид Азагра. Он в Петербурге больше десяти лет. Тоже из Испании. Четыре минуты колокольного звона делал эксклюзивно.
«Их всего шесть колоколов. Есть колокол из России, есть из Голландии. Российский колокол имеет более глубокое звучание. И мне нужно было как-то компенсировать это в композиции», - рассказывает композитор Давид Азагра.
У каждого церковного колокола свой тон и много обертонов. Но управлять ими не так уж и сложно. Александр уже набил руку на этом.
У Екатерины Борченко здесь тоже главная партия. Говорит: после такой пластики ее лебедь стал другим. Здесь она танцует о душе и для души. На сцене, как в храме, Каждое па определяет музыка, колокола и молитва. Такой разговор с Богом у нее впервые, хотя через дорогу - Казанский собор, а там она бывает часто.
«Физически спектакль тяжелый. Куски танцую в темноте, и не понимаешь, где находишься, сплошная темнота», - говорит Екатерина Борченко, солистка балета.
Они никогда еще не были так близко - хор и балет. И никогда еще не работали так вслепую. Александра Калинина не видит танцовщиков на сцене, только жесты дирижера.
«Сложность в том, что я - хор, а мне нужно петь соло. И тяжелее в том, что нот не видно», - делится солистка хора Александра Калинина.
Сам Дуато делает все на ходу. Времени катастрофически не хватает. Быстрый обед в театральном баре и снова в зал. Русский пока не выучил, Говорит, может, после премьеры. В кармане карточка: слово сегодняшнего дня - «радость».
Он живет на сверхвысоких скоростях. Сразу после премьеры в Петербурге Дуато покажет свои балеты на «Золотой маске» в Москве. И уже репетирует новый спектакль.
| |