|
Сегодня в петербургском Михайловском театре станцуют премьеру - это будет первый балет, который ставит в Михайловском новый худрук балета - испанец Начо Дуато. Он переехал в Россию, покинув Национальный балет Испании, сочтя, что его не ценят там, и обиду на Испанию хранит до сих пор. О том, что художника обидеть может каждый, напоминает обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский.
Испанец Начо Дуато - не первый иностранец, которого приглашают чем-то руководить в России. Литовский режиссер Римас Туминас не первый год худрук академического театра имени Вахтангова, но Туминаса ценят и в родной Литве, а вот Дуато после 20 лет работы в Национальном театре танца Испании, узнав, что с ним не собираются заключать новый контракт, досрочно прервал его и мгновенно получил приглашение работать в России. И в этом качестве - обиженного у себя на родине иностранца, которого с распростертыми объятиями принимают в России, - он тоже не первый. До него в Москве начал работать Саулюс Сондецкис, созданный им Литовский камерный оркестр лишился государственной поддержки и Сондецкис, народный артист СССР, тут же получил приглашение в Москву, а с 2004 года - главный приглашенный дирижер «Виртуозов Москвы».
Можно вспомнить и другие примеры: Адольф Шапиро, президент Всемирной ассоциации детских театров, уехал из Латвии, когда тогдашний министр культуры молодой республики Раймонд Паулс закрыл русскую труппу Рижского молодежного театра. Великий итальянский режиссер Джорджо Стрелер, будучи уже немолодым человеком, всерьез поругался с тогдашним мэром Милана и в итоге вынужден был покинуть им же и созданный театр и в последние месяцы своей жизни работал со студентами Актерской школы при Piccolo Teatro di Milano.
Впрочем, что далеко-то ходить в поисках обиженных или недооцененных художников? «Советский список» занял бы несколько минут - от нобелевских лауреатов Солженицына и Бродского до режиссера Юрия Любимова, но и вчерашняя, да даже и сегодняшняя жизнь то и дело подкидывает свежие сюжеты. Анатолий Васильев, выдающийся театральный режиссер, создатель уникального театра-лаборатории «Школа драматического искусства», был фактически уволен и сегодня преподает актерское мастерство во французском Лионе. А - вроде бы не такой уж трагический пример - Юрий Погребничко, который учит актеров в консерваториях Парижа и Канн, в Москве - фактически бездомный: его сгоревший много лет назад театр, кстати, крошечный, с залом на сто мест, уже 7 лет ждет начала реконструкции.
Художника обидеть легко - мысль не новая, всем известная. Россия в этом смысле демонстрирует миру круговорот обиженных художников в природе - одних обижают, они уезжают на Запад, другие, обиженные на Западе, находят приют в Москве и Петербурге. А в целом - равновесие, в точном соответствии с законом сохранения энергии.
| |