|
В прокат выходит фильм «Как я дружил в социальной сети» - нашумевший сандэнсовский хит, второй после «Социальной сети» Финчера главный фильм о социальных сетях, фильм о фейсбуке и любви в эпоху инноваций.
В прошлом году на американском фестивале независимого кино «Сандэнс» документальный фильм «Зубатка» Генри Йоста и Ариэля Шульмана (или в русском прокате «Как я дружил в социальной сети») стал главным хитом: очередь на него занимали за два часа до начала сеанса. Критиков, которые посмотрели «Зубатку», можно было отличить сразу: не в силах держать «Зубатку» в себе, они посреди любого другого фильма обращались к соседу: «Я сегодня видел такое кино...»
Двое молодых нью-йоркских хипстеров фиксируют всю свою жизнь (и всю свою сетевую активность) на видео, веб-камеру и другие приборы, заменяющие современному человеку память.
Их друг, такой же оболтус фотограф Янив однажды получает в подарок картину, написанную маслом по мотивам сделанной им фотографии. Картину нарисовала восьмилетняя девочка, с которой герой вступает в переписку. Быстро выясняется, что у девочки есть старшая сестра. Дальше примерно понятно. У кого не было интернет-романов, кто не тыкал исступленно в кнопку «получить почту», кто не задыхался, увидев долгожданную надпись «...is online», кто не создавал себе виртуального персонажа, чтобы проверить склонность возлюбленной к сетевому флирту, тот не жил в эпоху инноваций.
Проблема с этим фильмом только одна: дальше сюжет рассказывать нельзя, потому что «Как я дружил в социальной сети» сюжетом и исчерпывается. А из-за этой фигуры умолчания зритель подозревает, что перед ним триллер, а Янив, отправившийся на поиски возлюбленной, увидит вместо двадцатилетней красавицы пришельца из космоса, мутанта, вампира или рыбу-зубатку. Нет, он увидит другое.
Два главных фильма о фейсбуке - «Социальная сеть» Финчера и «Как я дружил в социальной сети» - своим появлением отмечают момент, когда модная тенденция уже перестала быть модной и вот-вот перестанет быть тенденцией.
Теперь социальная сеть просто удобное приспособление вроде совочка для собаковладельцев.
Эти два фильма по-разному исследуют саму суть явления социальных сетей. Финчер показывает, что предельный эксгибиционизм и вуайеризм фейсбука всего лишь воплощенная мечта задрота с нулевыми навыками социального общения. Йост и Шульман идут в другую сторону, исследуя легализованную шизофрению - множественность виртуальных личностей. Их интересует вопрос истины и любви, или, если по понятиям, лайка и фейка.
Во время просмотра не однажды покажется, что смотришь псевдодок вроде «Ведьмы из Блэр» или недавних норвежских «Охотников на троллей». Кроме того, «Зубатка» слегка напоминает «Монстро», и не только из-за того, что все снято ручной камерой, а в первую очередь потому, что человеческие отношения иногда страшнее, чем скользкий монстр, крушащий нью-йоркские темные башни.
Но, фейк это или настоящее документальное кино, Йост и Шульман очаровательно обращаются с реальностью и ее виртуальным воплощением: гугл-мэпс, ютьюб и собственно фейсбук - главные герои фильма.
А в общем, «Как меня провел этот фейсбук», ой, простите, «Как я дружил в социальной сети» - хорошая иллюстрация к старой шутке «в интернете никому нет дела до того, что в действительности вы собака». То есть зубатка. То есть задротка.
Автор: Ксения Рождественская
| |