|
Активисты экологической организации «Гринпис» зафиксировали очередной сброс нефтепродуктов в Неву. Произошло это в центре Петербурга, в районе пересечения улицы Ватутина и Свердловской набережной.
В первые сутки нефтeсборному судну предприятия «Пилар», отвечающего за очистку Невы от загрязнений, не удалось из-за льда пробиться к нефтяному пятну - работы по очистке воды начались лишь на следующий день. До сих пор неясно, кто оказался виноват в утечке.
- Мы направили запросы в соответствующие госорганы, но ответа пока не дождались, - сообщила «Известиям» пресс-секретарь «Гринписа» в Петербурге Мария Мусатова. - Нам известно, что во время работы «Пилара» Росприроднадзор собирал пробы воды для анализа. Ни одно из предприятий, находящихся на территории, подверженной загрязнению, не берет на себя ответственности за него. Прежде там были стоки «Водоканала», но сейчас они переведены на главный канализационный коллектор, а наиболее вероятный источник утечки - Выборгская ТЭЦ. За последний год на территории Петербурга было зафиксировано около сотни подобных случаев.
Свежо предание
Собирающиеся на невских набережных рыбаки, особенно старшего поколения, передают рассказы о том, какой чистой была когда-то вода в реке. В нее даже заходил лосось, которого ловили в черте города. Увы, те времена давно миновали. На дне Невы сейчас находят медь, цинк, марганец, другие вредные для здоровья людей металлы. Купаться в Неве, есть пойманную там рыбу - рискованное дело. Аналогичная ситуация и в других городских водоемах.
Главные причины этого очевидны - промышленные стоки и бытовые отходы. Кроме того, Нева судоходная река, случаются аварии с танкерами, и в воду попадают нефтепродукты.
Сточные воды
По словам специалистов, загрязнение Невы началось достаточно давно. Причем до 1978 года в городе не было очистных сооружений, все сточные воды - примерно 3,2 миллиона кубометров в сутки - сливались прямо в реку. Существующие городские канализационные сооружения предназначены в первую очередь для работы с хозяйственно-бытовыми стоками. Промышленные предприятия, перед тем как направить сточные воды в систему коммунальной канализации, должны сами очищать их от специфических загрязнений. Как считают представители «Гринпис», примерно 20% сточных вод сбрасывается в реки напрямую, минуя «Водоканал».
По словам природоохранного прокурора Петербурга Юлии Пыхтеревой, в прошлом году было проведено свыше 200 проверок в сфере законодательства об охране водных объектов. По их результатам привлечены к административной ответственности более 80 юридических и должностных лиц. В прошлом году в суды было направлено 70 исковых заявлений, из которых 55 уже рассмотрены. Значительное большинство обращений прокуратуры удовлетворено судами.
- На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект «О водоснабжении и канализации», в разработке которого принимали активное участие специалисты «Водоканала», - говорит заместитель генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Евгений Целиков. - Принятие этого закона поможет сделать экологически более чистыми российские водоемы, включая и Неву.
Внесенный в Госдуму законопроект предлагает разделить ответственность за загрязнения: водоканалы должны отвечать за показатели, на обеспечение которых рассчитаны их очистные сооружения, а абоненты водоканалов - за специфические промышленные загрязнения.
Платежи за сброс
В течение пяти лет все платежи за сброс будут направляться на природоохранные цели. На эти деньги предприятия смогут построить или реконструировать локальные очистные сооружения. Однако новый закон еще не принят.
Но вернемся к лососю. Оказывается, он все еще водится в городской черте. Лосось заходит сейчас в водоемы Гладышевского заказника. Вернется ли он в Неву? Как считают специалисты, в лучшем случае лет через 20-25. Примерно столько времени потребовалось для самоочистки реке Рейн с момента прекращения немецкими и австрийскими предприятиями основных промышленных сбросов.
| |