|
В Пакистане прошли массовые демонстрации в знак протеста против решения суда по делу Реймонда Дэвиса. Американский гражданин, работавший в этой стране по контракту ЦРУ, был признан виновным в убийстве двух местных жителей. Родные погибших согласились на денежную компенсацию, и в соответствие с местными законами подсудимый вышел на свободу. Но такой вердикт вызвал недовольство граждан Пакистана.
После того, как Реймонд Дэвис был освобожден и находился уже на половине пути в США, пакистанский город Лахор взрывается негодованием. Перед американским консульством горят покрышки, лозунги сперва антиамериканские, потом антиправительственные. Вслед за Лахором на улицы выходят Пешавар, Исламабад, Карачи. Тысячи разгневанных вопрошают: «Почему американца Реймода Дэвиса, который убивает двух пакистанцев, отпускают из зала суда? Один из митингующих уверен: "Не должно быть никаких сомнений в том, что он должен быть наказан. Никто не должен оказывать давление на наш суд и правительство в этом вопросе. Никаких компромиссов!"
Аналитик ЦРУ в отставке Рей Макгаверн уверен: "Если Соединенные Штаты диктуют, что делать пакистанским военным и правительству, то это правительство и эти военные становятся все слабее и слабее внутри страны. И не дай Бог, чтобы их свергнули. Кому тогда достанутся ключи от ядерного чемоданчика?"
Оживленная улица Лахора, перекресток, светофор. Как расскажет потом Дэвис, двое на мотоцикле пытаются его ограбить. Он выхватывает пистолет и стреляет на опережение. Пакистанцы мертвы, и Дэвис сам отправляется в полицию, представляясь сотрудником американского консульства. Позже окажется, что он контрактник, работает на ЦРУ. Когда Дэвису предъявляют обвинения в суде, семьи убитых пакистанцев неожиданно оказались готовы к сделке. В обмен на 2,5 миллиона долларов они прощают убийцу, то есть принимают, как это называется в Пакистане, "кровные деньги". На вопрос о том, кто их платит, пресс-секретарь Белого Дома отвечает сбивчиво: "США приветствуют освобождение мистера Дэвиса. Он был выпущен, то есть, помилован, по решению семей жертв и в соответствии с пакистанскими законами.
Точку в этом вопросе поставит госсекретарь Хиллари Клинтон, уточнив: за Дэвиса платит не Вашингтон. Ей возражает бывший аналитик ЦРУ Рей Макгаверн, которому кажется, что история с освобождением Дэвиса только начинается. Массовые протесты не заставят себя ждать - прогнозирует он. „Ответ такой: это наш парень, мы своих не бросаем! Это выглядит так, будто Вашингтон хочет подчеркнуть: мы всесильны, мы можем кого угодно заставить нам подчиняться. Это игра в ‘мачо’, и эта игра продолжается уже 10 лет".
Дэвиса арестовывают 11 января, хотя он утверждает, что это была самооборона. Вашингтон критикует Исламабад за то, что власти игнорируют дипломатическую неприкосновенность американца. Отношения двух столиц накаляются.
Освобождение бойца американского частной армии может оказаться слишком дорогим. Во-первых, Дэвис вбивает клин между разведками США и Пакистана, и из Исламабада звучит: „Поведение ЦРУ после инцидента поставило под угрозу наше партнерство". Во-вторых, когда Барак Обама называл Дэвиса дипломатом, а через несколько часов становится известно, что тот работает на ЦРУ, президента ловят на слове.
| |