|
В ближайшее время президент, как ожидается, внесет в Госдуму новый пакет поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Три новых статьи, которые некоторые эксперты уже оценили как революционные, предлагается включить в общую часть УК. Первая устанавливает возможность освобождения от уголовной ответственности за экономические преступления, совершенные впервые. Вторая вводит новый вид наказания - принудительные работы. И третья представляет отсрочку от наказания больным наркоманией. О грядущих изменениях «Вестям ФМ» рассказал член Совета противодействия коррупции при президенте России Анатолий Кучерена.
«Вести ФМ»: Анатолий, как вы оцениваете грядущие нововведения?
Кучерена: Прежде всего должен сказать, что, конечно, я оцениваю положительно все нововведения, поскольку мы много лет об этом говорим. По крайней мере я могу сказать, что сегодня уже есть понимание со стороны президента - он проводит политику гуманизации действующего уголовного законодательства. И я должен вам сказать, что это прежде всего связано с тем, что мы должны вернуться к здравому смыслу. Я, конечно, понимаю показатели, понимаю, что должна быть неотвратимость наказания, но она должна быть соразмерна содеянному. Если этого мы не добьемся, а будем действовать так, как мы действуем сейчас, то я не думаю, что эта уголовная политика, которая существует сегодня, будет благотворно действовать в целом на состояние дел, на население России. Мы видим потоки жалоб, в которых люди сетуют на то, что, например, если человек оступился, если совершил правонарушение или преступление, то это не значит, что с ним надо жестоко обращаться. Надо применять к нему меры, адекватные содеянному. Но мы видим, что порядок состава преступления - в частности, если брать преступления, относящиеся к категории небольшой и средней тяжести, - таков, что у нас по-прежнему человека берут под стражу и сажают его за решетку.
«Вести ФМ»: Новый вид наказания - принудительные работы. Можно поподробнее об этом? Что за работы, в каких случаях их будут назначать, кто будет контролировать исполнение этих работ?
Кучерена: Самое главное в этой ситуации - и мы видим опыт других стран, когда мы говорим о принудительных работах, - чтобы человек, который оступился, который нарушил закон, чтобы была возможность его наказать, не только посадив его в тюрьму, но и в том числе применением альтернативных мер. В том числе - принудительные работы. На примере Америки мы знаем, что там не важно, какой статус у гражданина страны - артисты, политики - в любом случае есть такой вид - принудительные работы. И мне кажется, что это, во-первых, полезно будет для гражданина, к которому будет применена такая мера. Она весьма полезна. И человек, который получит такую меру, он отработает в зависимости от того, какой срок суд определит, тем самым неотвратимость наказания в любом случае наступит. Но мне кажется, что эта форма участия в труде будет более эффективной, чем если он будет сидеть в камере и ничего не делать.
| |