|
Редактор еженедельника Autosport Марк Хьюз рассуждает о том, что технические новинки бывают разные: одни видны невооруженным глазом, о других можно догадаться, а третьи настолько глубоко упрятаны, что даже спустя год соперники Red Bull Racing вряд ли смогли докопаться до всех технических секретов, воплощенных в машинах этой команды...
Марк Хьюз: «На фоне сенсационной скорости Mercedes GP, показанной в ходе финальных тестов, мало кто обращал внимание на McLaren, разве что отмечая, что команда по-прежнему тщетно пыталась добиться каких-то осмысленных результатов от новой МР4-26. При этом ещ1 несколько недель назад все ожидали, что машина будет конкурентоспособна, и восторгались хитрой конфигурацией её выхлопной системы.
Насколько можно понять, многочисленные выхлопные трубы, напоминающие спагетти, присоединены к керамической камере, расположенной под коробкой передач, и находятся на одной линии с центральным каналом диффузора.
Более того, трубы разделяются на трубки меньшего диаметра, по-разному направленные, чтобы энергия выхлопных газов более равномерно распределялась под днищем машины и создавала прижимную силу. Маленькие трубки нужны для того, чтобы свести к минимуму потери, связанные со сложной конфигурацией системы. Также крайне важно поддерживать давление внутри системы на оптимальном уровне, чтобы обеспечить эффективный отвод выхлопных газов, поскольку это влияет на мощность.
Когда маршрут, по которому проходят газы, столь сложен, добиться эффективной работы системы можно только за счет чередований труб различного диаметра, особым образом просчитанных. Внедренная в систему упомянутая выше керамическая камера и огромное число маленьких трубок позволяют направить поток газов к разным участкам днища машины.
Никаких сомнений, создание такой системы, вызывающей ассоциации не то с осьминогом, не то с волынкой, потребовало колоссальных усилий как от мотористов, так и от производителей выхлопных труб. Впрочем, пока система не заработала, и машина McLaren, похоже, пока уступает лидерам в скорости.
Но, возможно, как и в случае с Mercedes GP, команда просто ждет, когда будет завершена работа над дополнительными ключевыми компонентами аэродинамики, и тогда потенциал нового решения раскроется в полной мере. Пока же ходят подозрения, что переднее крыло МР4-26 направляет воздушный поток под днище машины не так, как показывали расчеты, полученные при помощи компьютерного моделирования. Поскольку сложная выхлопная система разрабатывалась на базе этих расчетов, возможно, дело не в ней.
К прискорбию McLaren, раз на их машине снаружи не видно выхлопных труб, всем сразу понятно, что тут воплощена какая-то техническая новинка. Например, в прошлом году об этом однозначно свидетельствовала конструкция моторного кожуха, соединенная с задним крылом: соперникам стало ясно, что здесь кроется некая хитрость. А вскоре понятие "воздуховод, меняющий эффективность заднего крыла" прочно вошло в словарь Формулы 1, и все принялись копировать эту систему.
Самые лучшие инновации – это те, которые в принципе нельзя увидеть. Например, когда они связаны с особыми технологиями изготовления компонентов из углеволокна. Какое-то время назад поговаривали, что в Red Bull вложили немало денег и потратили уйму времени, чтобы разработать программу, позволяющую просчитывать различные уровни эластичности тех или иных компонентов, в зависимости от нагрузки, которую они несут.
Это стало одной из тем для обсуждения в середине прошлого года, когда нос Red Bull RB6 вдруг стал опускаться ниже, чем на любой другой машине. В итоге перед гонками в Спа и Монце пришлось переписать правила, хотя все это мало сказалось на способностях машины проходить быстрее повороты. Поскольку каждый миллиметр дорожного просвета дает возможность сократить время прохождения круга примерно на 0,1 сек, остальные команды отреагировали на это весьма активно.
Также как и в ситуации с хитрой выхлопной системой McLaren, разработка подобных технологий требовала огромных усилий. Но в случае с Red Bull Racing эти затраты оправдались. На недавних тестах в Барселоне все видели, что в быстрых поворотах RB7 едва ли не роет асфальт носом, но передний край днища при этом все-таки не чиркает по трассе, как будто сделан не из карбона, не отличающегося эластичностью. На подобные вещи можно смотреть в упор, как в прошлом году не раз делал Чарли Уайтинг, – и все-таки ничего не увидеть».
| |