|
Российские семьи тратят материнский капитал почти исключительно на оплату ипотечных кредитов, а не откладывают деньги на будущее образование детей. Такие данные опубликовал в четверг Пенсионный фонд.
Фонд принял 75 тысяч заявок на расходование «материнских» денег, из них 68 тысяч (на сумму 21 миллиард рублей) - на погашение ипотечных кредитов. И только 6 тысяч семей официально заявили, что хотят потратить деньги на обучение детей (321 миллион рублей).
Напомним, что материнский капитал дается семье один раз: если в ней рождается второй ребенок (или третий, если не получали денег за второго). Этот инструмент заработал с января 2007 года. В законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей» обозначены три направления, на которые можно потратить деньги: улучшение жилищных условий, образование детей и формирование накопительной части пенсии для мам. На счета положили 250 тысяч рублей (эта сумма каждый год индексируется в размерах инфляции, сейчас она составляет 365,7 тысячи рублей).
Однако тогда деньги снимать со счета не разрешали, Минфин опасался разогнать инфляцию. Но в 2009 году, когда в стране случился кризис и многим стало трудно платить за ипотеку, деньги разрешили тратить. Сначала хотели сделать этот порядок временным, до 31 декабря 2010 года, но потом продлили на 2011-й, а в конце концов сделали его бессрочным. И вот оказывается, что большинство людей намерены потратить средства прямо сегодня, а не копить их на образование. Чего же они лишаются?
Представим, что второй ребенок у вас родился в 2007 году. Тогда при инфляции в 10% через 18 лет (когда чадо пойдет в вуз) на счете будет лежать уже без малого 1,4 миллиона. Мы не знаем, сколько будет стоить платное образование в 2025 году, но деньги явно неплохие. Однако у 68 тысяч семей их уже не будет. Зато жилье нормальное.
- Это и не плохо, и не хорошо, - говорит руководитель Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов. - Люди определяют свои личные цели, оперируя ограниченными ресурсами. Трудно осуждать их за то, что они хотят улучшить свое жилище. Но при этом они отнимают средства у будущего, у собственного ребенка, которому эти деньги наверняка пригодятся. Конечно, это приговор нашей жилищной политике. Также становится очевидным, что индустрия строительства на самом деле работает на крайне узкую группу лиц - ту, где концентрируются нефтегазовые доходы. Пока одни покупают вторую, третью квартиру или дом просто ради инвестиций, ради того, чтобы куда-то деть «лишние» деньги, другие вынуждены «воровать» средства у собственного ребенка, лишь бы крыша не текла и стены были красивыми.
Также средства можно потратить, чтобы увеличить будущую пенсию матери. Но желающих - лишь 385 семей. Отчасти это связано с кризисным состоянием пенсионной системы как таковой, говорят эксперты, люди не верят, что через несколько десятилетий она вообще будет работать.
| |