|
Российские ведомства и компании разрабатывают проекты по внедрению технологий радиочастотной идентификации (RFID) в различных отраслях экономики. К 2015 году объем этого рынка может достигнуть $500 млн, отмечают эксперты
Москва. 18 марта. FINMARKET.RU - Российские ведомства и компании разрабатывают проекты по внедрению технологий радиочастотной идентификации (RFID) в различных отраслях экономики.
RFID использует радиочастотное электромагнитное излучение для чтения и записи информации на небольшое устройство, называемое RFID-меткой.
По своему предназначению RFID-метка близка к штрих-коду, применяемому для маркировки товаров, однако значительно превосходит его по функциональности. Так, для получения информации с RFID-метки не требуется, чтобы она находилась в зоне прямой видимости считывающего устройства (дальность регистрации - до 100 метров), она позволяет хранить информацию объемом до 10 Мбайт (штрих-код - около 100 байт) и многократно перезаписывать ее.
В настоящее время объем российского рынка RFID-чипов, по оценке ОАО «Ситроникс» (высокотехнологичная «дочка» АФК «Система») - $250 млн в год, включая импортные чипы. На долю «Ситроникса» приходится около половины рынка. Компания производит метки для транспортных карт, карт доступа, различные метки для логистики товаров, заказные продукты (для оружия, скота и прочее), сообщила «Интерфаксу» вице-президент «Ситроникса» Ирина Ланина.
Если будут реализованы планы правительства по расширению сферы применения RFID-меток, то к 2015 году рынок удвоится, достигнув $500 млн, ожидает «Ситроникс».
Ведомственный подход
В четверг в офисе «Ситроникса» состоялось заседание межведомственной рабочей группы по внедрению RFID-меток отечественного производства, сообщили «Интерфаксу» в компании.
В нем приняли участие представители Минпромторга, Минэкономразвития, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Минкомсвязи, Минсельхоза, ФГУП «Почта России» и других ведомств.
По итогам заседания министерствам и ведомствам поручено до 7 апреля подготовить предложения и проекты мероприятий по внедрению RFID-меток с целью предотвращения оборота контрафактной продукции и контроля перемещений важных и ценных товаров, включая лекарственные средства, почтовые отправления, продовольственную продукцию, а также библиотечные, архивные и музейные фонды.
В ходе заседания рабочей группы представитель «Почты России» заявил, что его предприятие уже разработало план мероприятий по внедрению RFID, которое планируется начать с ценных и срочных отправлений. Всего «Почта» пересылает около 1,7 млрд отправлений в год.
Рослесхоз заявил о необходимости контролировать перемещение древесины, для чего необходимо метить 175 млн кубометров древесины в год.
«Роснано» и ритейл
Большие надежды с технологией RFID связывает и ОАО «Роснано». «Это направление для нас одно из ключевых, и мы в него много инвестируем», - заявил в четверг журналистам гендиректор компании Анатолий Чубайс.
Объем мирового рынка RFID в 2010 году оценивается в $3,3 млрд, а в 2018 году может вырасти до $15,4 млрд, - такие данные привел, выступая в четверг на Гайдаровском форуме управляющий директор «Роснано» Георгий Колпачев. Он ожидает, что рост рынка приведет к увеличению спроса на метки с кремниевыми чипами российского производства.
«Роснано» и «Ситроникс» в этом году готовятся запустить СП по производству микрочипов с топологическим размером 90 нанометров, которые будут использоваться и в RFID-метках. У «Роснано» есть еще «как минимум» три проекта в области RFID, в том числе СП с итальянской Galileo, напомнил А.Чубайс.
«Роснано» также рассчитывает использовать технологии британской Plastic Logic, долю в которой недавно приобрела. Ожидается, что они позволят выпускать печатные RFID-метки, без кремниевого чипа, сообщил Г.Колпачев.
По мнению «Роснано», одна из основных будущих сфер применения RFID-меток - розничная торговля. Крупнейший в мире ритейлер, американский Wal-Mart в прошлом году уже объявил о внедрении RFID для маркировки одежды, рассказал Г.Колпачев.
Пока что барьером на пути широкого распространения RFID в розничной торговле является высокая цена метки - около 5-10 центов на единицу товара. Для сравнения, цена нанесения штрих-кода - 0,5 цента.
Для розничной торговли внедрение RFID становится привлекательным при цене метки в 1-2 цента, полагает Г.Колпачев.
Развитие RFID в ритейле позволит повысить эффективность бизнес-процессов в отрасли и улучшить контроль за алкогольной продукцией и медикаментами, отметил представитель «Роснано». Кроме того, RFID-метки позволят улучшить контроль за импортными товарами и увеличить эффективность фискальной системы, добавил Г.Колпачев.
«Магазин будущего»
Об интересе к RFID уже заявил крупнейший российский ритейлер - X5 Retail Group - управляющий розничными сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». «Самая затратная по времени фаза пребывания покупателя в магазине - расчет на кассе - будет проходить фактически мгновенно, потому что каждый товар будет промаркирован нано-меткой, и при прохождении тележки мимо считывающего устройства автоматически будет определяться цена», - рассказал в четверг на Гайдаровском форуме Михаил Фридман - основной владелец «Альфа-групп», контролирующей X5.
Планируется, что технология RFID пройдет тестирование в пилотном «магазине будущего» сети «Перекресток».
«Сейчас удалось, после полутора лет сложнейших дискуссий, добиться принципиальной договоренности между нашими базовыми партнерами. Один из них - "Перекресток", а другой - "Ситроникс", который будет производить чипы 90 нанометров для этого проекта», - заявил А.Чубайс.
«Объединив электронщиков и торговые сети, при нашем участии мы запустили проект», - отметил он.
По словам главы «Роснано», задача состоит в том, «чтобы создать действующую от начала до конца технологию - пока на одном объекте». «Если этот проект удастся, а срок запуска первого магазина - конец 2012 года, то это означает, что мы откроем потенциальный рынок для RFID-меток, который даст возможность электронщикам выйти на годовой объем продаж до 50 млрд меток в год», - сказал А.Чубайс.
«Это колоссальный рынок - больше, чем биопаспорта и другие идентификационные документы», - заключил он.
И.Ланина из «Ситроникса» заявила «Интерфаксу», что разработка проекта «магазина будущего» находится на финальной стадии, отказавшись от более подробных комментариев.
| |